В центре композиции изображена Богоматерь с Младенцем в овальной славе. По сторонам от Богородицы представлены святые, ниже группы страждущих, обращающихся к Ней с молитвой. В верхней части иконы изображена Святая Троица («Сопрестолие»), в нижней части помещен текст молитвы: «Всем скорбящим радосте и обидимым заступнице и алчущим питательнице нагим одеяние больным посещение обуреваемым покров и заступница и жезл старости Мати Бога Вышняго Ты еси Пречистая потщися молимся спастися рабом твоим».
В данном иконографическом типе Дева Мария выступает заступницей, покровительницей, ходатаицей к Богу за всех скорбящих. Иконография сложилась в XVII столетии под влиянием западноевропейских образцов. Как чудотворная впервые была прославлена икона Богоматери «Всех скорбящих радость» из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке в 1688 году. По преданию, икона прославилась после того как от нее излечилась сестра патриарха Иоакима Евфимия Петрова Папина. Сегодня можно судить о святыне лишь по сохранившимся спискам. Одним из них является икона, написанная Алексеем Квашниным в 1710 году (ЦМиАР). Икона из собрания Третьяковской галереи отличается от иконы Квашнина другим составом святых и тем, что в ней вместо фигур ангелов с рипидами по сторонам Богоматери написаны картуши с надписями. Выбор изображаемых святых, вероятно, зависел от воли заказчика, желавшего видеть на иконе святых, чьи имена носили его близкие.
Икона из церкви святителя Николая в Толмачах написана московским иконописцем в традициях мастеров Оружейной палаты.