Священномученик Ипатий Гангрский, с житием
Вторая половина XV века
Размер - 110 x 81
Материал - дерево, левкас
Техника - яичная темпера
Инвентарный номер - Инв.6135
Поступило из Государственного Музейного фонда. 1924
На иконе изображен священномученик Ипатий Гангрский, с житием. Святой в среднике представлен с разведенными в сторону руками – правая рука сложена в жесте благословения, в левой руке он держит Евангелие. Этот извод является самым ранним среди сохранившихся изображений святого и наиболее редким в его иконографии. Исследователи неоднократно отмечали, что святой Ипатий представлен здесь в иконографическом изводе, характерном для изображений других святителей, например Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Власия Севастийского.
Икона является самой ранней житийной, сохранившейся до наших дней. Литературным источником иконографии послужил не канонический текст жития, а апокрифическое сочинение «Ипатиево мучение». В нем повествуется о «семи смертях и семи воскресениях» святого. Апокриф был составлен между 500 и 700 годами, но уже в начале IX века был отвергнут церковной традицией как неканонический. Однако, несмотря на официальный запрет, он пользовался популярностью. На иконе повествование разворачивается в 16-ти клеймах, причем последовательность сюжетов не соблюдается.
Точное место происхождения и время создания иконы неизвестны. Художественные признаки иконы свидетельствуют о ее уникальном, во многом неповторимом стиле. Прямые аналогии к иконе подобрать трудно. Подготовительный рисунок исполнен очень экспрессивно: мастер пишет смело, стараясь каждую линию провести в один мазок.
Отдельные элементы стиля, такие как характер исполнения складок одежд и манера исполнения личнóго, находят ряд параллелей в иконах северных провинций Новгорода второй половины XV века. В пользу принадлежности иконы к новгородской культуре свидетельствует прографленный рисунок в виде лепестков на нимбе святого. Цветовая гамма иконы в целом отличается мягкостью, во всех красках содержится примесь белил. Колорит иконы не характерен для русских памятников этого времени.
Именно в новгородских землях почитание священномученика Ипатия получило большее распространение, чем в других регионах Руси. Вероятно, что именно в новгородском искусстве были разработаны житийные циклы святого.