Образ Богоматери с Младенцем, представленный на иконе, относится к типу Одигитрии: Богоматерь держит Младенца Христа на левой руке; правая рука Богородицы, в жесте моления, обращена к Сыну; Младенец правой рукой благословляет, в левой держит свернутый свиток, символ евангельского учения.
Название иконы – «Иверская» – связано с тем, что икона является списком с древней святыни знаменитого афонского Иверского монастыря, называемой Портаитисса, что в переводе с греческого означает Вратарница. Древний афонский образ датируется первой половиной XI – XII веком. О нем повествуют греческие и славянские сказания. Согласно тексту сказания в правление императора-иконоборца Феофила (829–842) некая вдова, желая спасти икону от поругания, пустила ее по морю. Спустя много лет икону обрели в море монахи Иверского афонского монастыря. Образ поместили в алтаре храма, но Богородица, явившись преподобному Гавриилу Святогорцу, распорядилась поставить икону над монастырскими вратами, чтобы она охраняла обитель.
Икона, находящаяся в храме Святителя Николая в Толмачах, отличается от греческого прототипа отсутствием изображений архангелов в
среднике и апостолов на полях. Эта особенность характерна и для чтимой московской святыни – иконы «Богоматерь Иверская» из знаменитой часовни у Красных ворот, которую иногда именовали «Иверской Московской».
Происхождение памятника из собрания Третьяковской галереи пока установить не удалось. Тем не менее высокое мастерство исполнения и особенности художественного языка иконы позволяют предположить, что ее автором был талантливый мастер Оружейной палаты. Монументальный характер образа указывает на то, что икона происходит из неизвестного нам храма или часовни, а потертость красочного слоя в ее нижней части, образующаяся от прикладывания к святыне, свидетельствует о ее почитании.