На иконе изображен монастырь, стоящий на Соловецком острове в Белом море, на русском Севере. Перед монастырем две фигуры святых: основателя монастыря преподобного Зосимы с хартией в руке, и одного из первых его монахов, преподобного Савватия, поселившихся на Соловецком острове. Обитель и святых благословляет Христос.
Преподобный Савватий, инок Кирилло-Белозерского монастыря, живший в нем при игумене святом Кирилле Белозерском (1337–1427), а затем в Валаамском монастыре на Ладожском озере, в поисках строгого уединения и безмолвия поселился на Соловецком острове. Умер преподобный Савватий в 1435 году. Преподобный Зосима юношей приплыл на Соловецкий остров, спустя год после смерти преподобного Савватия. Здесь ему было видение сияющей на воздухе церкви. Со временем на месте видения, после того как вокруг Зосимы образовалась небольшая колония пустынножителей, им была построена деревянная церковь Преображения Господня, ставшая началом Соловецкого монастыря. Затем была сооружена большая деревянная трапезная церковь Успения Богоматери, за алтарем которой Зосима с братией погребли мощи преподобного Савватия. Умер преподобный Зосима в 1478 году. Преподобные Зосима и Савватий были канонизированы в 1547 году на Московском соборе при митрополите Макарии (1482–1563).
Деревянный монастырь со стенами в 1538 году сгорел до основания. Возродился монастырь во второй половине XVI века, именно в том виде каменного комплекса, которым он представлен на иконе. Изображены высокий пятиглавый Преображенский собор (1566), стоящий справа, в центре – Успенская трапезная церковь (1557), рядом с нею слева – Никольская церковь (1583). Над Святыми воротами в каменной крепостной стене, построенной в 1584–1596 годах, сооружена надвратная каменная церковь Благовещения (1596–1600).
Название на верхнем поле: «Обитель преподобных чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких» свидетельствует о том, что изображение на иконе является образом определенного монастыря, но в более широком значении «обители», благословленной Христом, где монастырь и все земное пространство за его стенами уподоблено обетованной земле – жилищу Господа, в котором монастыри – «святыни Божьи» (Исх. 15: 13).
Возникший интерес к отечественным святыням в правление великого князя Московского Василия III Ивановича (1479–1533) и в царствование его сына Ивана IV Васильевича Грозного (1530–1584) вызвал к жизни новый жанр «документирования святыни» в иконописи, получивший развитие в XVI–XVIII веках. В нем с реалистическими подробностями изображались реликвии, чудотворные иконы, «священное пространство» монастырей и даже городов. Среди них особое распространение имели иконы с образом Соловецкого монастыря. Причем главная их ценность заключалась в топографической точности в передаче конкретного исторического вида монастыря. Более того, икона «священного пространства» монастыря, его архитектуры, храма, хранившего драгоценные реликвии преподобных, являлась молитвенным образом, наряду с иконами евангельских сцен и изображений святых.
Первоначально икона находилась в собрании художника-пейзажиста и коллекционера И.С. Остроухова (1858–1929), затем в созданном им в Москве, в Трубниковском переулке, Музее иконописи и живописи, откуда поступила в Третьяковскую галерею.