В
среднике в предстоянии Святой Троице изображены основатель Кирилло-Белозерского монастыря преподобный Кирилл (1337–1427) и его святой соименник, архиепископ Александрийский Кирилл (376–444). Святые обращены друг к другу. Их позы и жесты свидетельствуют о живом диалоге между игуменом северного монастыря и александрийским богословом, победившим несторианскую ересь и утвердившим понятие триипостасного единства Бога. Энергичным, повелительным жестом руки с раскрытой ладонью епископ словно передает слово истины игумену, а преподобный принимает этот дар, молитвенно воздев руки.
Оба святых стоят у подножия горы. На ее вершине – два деревца, тянущие ветви вверх, к Святой Троице, – метафора единства в вере русского святого и великого александрийца. Внутри горы – водоем, в котором плавают сверкающие чешуей рыбы, а в глубине притаился рак, тянущий к ним клешни. Этот образ метафорически раскрывает мысль об общем предназначении епископа и игумена божественным глаголом улавливать в свои «сети» человеческие души, избавляя их от власти диавола.
Средник иконы окружен восемнадцатью клеймами жития Кирилла Белозерского, литературной основой которых послужило житие преподобного, написанное Пахомием Логофетом (XV в.).