Преподобный Сергий Радонежский – святой, сыгравший исключительную роль в духовном возрождении Руси во второй половине XIV века, основатель и первый игумен знаменитой Троице-Сергиевой лавры. Главное событие этой эпохи – победа русского воинства в Куликовской битве – свершилось по благословению преподобного. Выступая в Казанский поход и ощущая себя продолжателем дела Дмитрия Донского, Иван Грозный также обращался за благословением к святому Сергию и молился у его гроба, а в походной церкви царя находилась икона, «еже с живаго светильника Сергиа начертана».
Икона «еже с живаго светильника Сергиа начертана», как свидетельствуют наиболее ранние образы преподобного, представляла собой погрудное фронтальное изображение святого, осеняющего молящегося двуперстным благословением. Ранние иконы восходили к строгому образу, запечатленному на надгробном покрове Сергия. Однако постепенно острота характеристики сглаживалась, образ идеализировался. Наивысшая точка этой идеализации – смиренный и кроткий образ преподобного на иконе из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры конца XV века. Именно на этот иконографический вариант ориентировался мастер, написавший икону из собрания Третьяковской галереи.
Икона происходит из старообрядческой молельни в Токмаковом переулке в Москве. Не исключено, что некогда она находилась в храме святого Сергия Радонежского на Троицком подворье в Московском Кремле.
Средник иконы окружен клеймами. Сюжеты клейм соответствуют житию, написанному Пахомием Логофетом. Клейма следует читать следующим образом: горизонтальные ряды – слева направо, вертикальные ряды – справа налево.
Состав клейм: 1. Рождество Варфоломея; 2. Видение отроку Варфоломею; 3. Варфоломей приводит старца в дом родителей; 4. Пострижение в иноческий чин; 5. Сергий прогоняет бесов от келии; 6. Поставление в игумены; 7. Чудо об источнике; 8. Моление об умершем младенце; 9. Отец младенца благодарит святого; 10. История о земледельце; 11. Приход послов от патриарха Филофея; 12. Явление Богоматери Сергию; 13. Видение божественного огня во время литургии; 14. Исцеление слепого греческого епископа; 15. Погребение Сергия; 16. Обретение мощей; 17. Явление Сергия больному вельможе Захарию Бороздину; 18. Явление Сергия и Никона во сне больному Семёну Антонову; 19. Явление Сергия во сне архимандриту Иоасафу.
Последнее клеймо переписано при поздней записи иконы (первоначальная живопись сохранилась только в верхней части клейма). Вероятно, вначале оно изображало чудо исцеления слепого у гроба Сергия.