Крест из коллекции Третьяковской галереи, судя по резной надписи на конце нижней ветви, был изготовлен в Соловецком монастыре в 1665 году при архимандрите Варфоломее.
Крест относится к типу резных деревянных четырехконечных крестов с изображением на верхнем конце Святой Троицы, в центре – Распятия с предстоящими, на нижнем конце – двух рядов фронтально расположенных избранных святых. Этот тип крестов получил особое распространение в русской монастырской культуре XVI–XVII веков. Подобные кресты по типологической классификации известного русского археолога графа А.С. Уварова (1825–1884) относятся к разряду поклонных. В основе программы поклонных крестов этого типа лежит идея Божественного домостроительства. Программу открывает образ Предвечного совета Святой Троицы. В центре креста – распятие Христа, смерть за грехи мира Сына Божьего как исполнение замысла Предвечного совета. Достоверность принесенной Спасителем жертвы подтверждается предстоящими Распятию Марией и Иоанном, оплакивающими Христа и врученными перед смертью Иисусом друг другу как мать сыну и сын матери (Ин. 19: 27). Крест изображенного Распятия имеет восьмиконечную форму и составлен из трех основных частей – вертикальной, горизонтальной и наклонной (подножия). Распятию поклоняются ангелы и апостолы (Пётр и Андрей слева, Павел и Иаков справа). Вместе с изображенными ниже святителями и преподобными (святитель Николай Мирликийский; святитель Филипп, митрополит Московский; преподобный Сергий Радонежский; святитель Тихон Амафунтский; преподобные Герман, Зосима и Савватий Соловецкие; преподобный Дмитрий Прилуцкий) они являют собой образ Церкви.
Изображение Распятия в центре четырехконечного креста известно в ставрографии с раннего периода христианского искусства (например, на реликвариях-энколпионах VI–XI веков). Четырехконечная форма крестов VI–XIII веков, по всей вероятности, обозначала Церковь, центром сакрального пространства которой был распятый Христос.