Икона с изображением трех пророков была центром пророческого чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Каждый из этих пророков через посредство сложных символических ассоциаций воспринимался как прообраз Христа, то есть указывал на грядущее Боговоплощение. Именно такая богословская тема была наиболее существенной в пророческих рядах иконостасов, средником которых чаще всего служил образ Богоматери Воплощение.
В центре иконы представлен царь Давид, один из наиболее чтимых ветхозаветных пророков, считавшийся не только прообразом, но и прямым предком Христа (Мф. I, 1). Прообразовательное значение его фигуры, как и изображений других пророков, подчеркивают надписи на свитках у них в руках. На свитке Давида читается парафраз стиха псалма (Пс. 131, 8), в котором Богоматерь прославляется как вместилище величайшей святыни – воплотившегося Сына Божия, и как символический образ Церкви.
Надпись на свитке царя и пророка Соломона, также являвшегося предком Христа, снова обращен к Богоматери и представляет собой измененный стих из книги Притч Соломоновых: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их» (Притч. 31: 29).
Наконец, на свитке Даниила вольно цитируется его толкование сна Навуходоносора о горе и оторвавшемся от нее камне (Дан. 2: 27–45). В святоотеческой литературе это толкование считалось пророчеством о Боговоплощении, а заимствованные из текста Даниила символические образы горы (Богоматери) и камня (Христа) многократно использовались в византийском и древнерусском искусстве.
Датировку иконы определяет время возведения Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря – 1497 год. Большинство исследователей рассматривают ее как произведение новгородского художника, входившего в состав большой артели мастеров, которые работали над иконостасом Успенского собора. Считается, что помимо новгородцев в эту артель входили московские и среднерусские живописцы.