В основу иконографии положен текст книги Притч Соломоновых: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!” И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума”» (Притч. 9: 1–6).
Ветхозаветный образ Софии Премудрости Божией традиционно связывался с предвечным бытием второй ипостаси Святой Троицы – Сына Божия Иисуса Христа. В соответствии с этим истолкованием дом, построенный Премудростью, являлся символом плоти, в которую облекся Спаситель, а также прообразом учрежденной Им Церкви, поскольку Церковь есть Тело Христово. Его семь столпов – семь даров Святого Духа, принесенных в мир воплотившимся Сыном Божиим (Ис. 11: 1–3). Эти столпы могли также отождествляться с семью апокалиптическими церквами или с семью Вселенскими соборами. Наконец, сама трапеза Премудрости служила важнейшим прообразом новозаветной евхаристической трапезы («идите, ешьте хлеб Мой и пейте вино, Мною растворенное»).
Аллегорическая фигура Софии Премудрости представлена в нижней части композиции. Она восседает на престоле с семью ножками, окруженная славой из пяти концентрических сфер с символическими изображениями девяти чинов ангельских. Ниже располагается трапеза и стоящие вокруг нее виночерпий, двое юношей, закалывающих тельца, слуги Премудрости, а также те, кого Премудрость созывает на Свой пир. Над трапезой – заключенная в славу фигура Богоматери на троне с Младенцем Христом – образом воплощенной Премудрости. Напротив нее, на башне с киворием, изображен царь Соломон, ниже – преподобный Иоанн Дамаскин, прославленный византийский гимнограф. Они держат в руках развернутые свитки с начальными словами девятой главы книги Притч и канона на Великий четверг преподобного Космы Маюмского, в котором частично использован указанный текст книги Притч.
В верхней части композиции располагается символическое изображение «дома Премудрости»: большой одноглавый храм с семью столпами, между которыми представлены семь Вселенских соборов. Выше изображены семь ангелов в медальонах.
Иллюстрации девятой главы книги Притч Соломоновых известны в византийском искусстве с конца XIII века. На русской почве композиция «Премудрость созда себе дом» впервые встречается в росписях церкви Успения 1363 года на Волотовом поле в Новгороде. Волотовская фреска по иконографии очень близка иконе, на которой, однако, появляется новая деталь – изображение семи Вселенских соборов, то есть образ Церкви земной. Эта особенность придает произведению в соответствии со вкусами XVI века бóльшую догматическую отчетливость и завершенность.
Создание иконы новгородским мастером определяется происхождением из Кириллова монастыря близ Новгорода. Долгое время она считалась созданной около 1548 года, поскольку в то время в этом монастыре был страшный пожар, и предполагалось, что все убранство должно было погибнуть. Однако тесная связь стиля иконы с традициями искусства конца XV столетия обусловила более раннюю датировку.