Видение преподобного Евлогия
1565–1590-е
Размер - 142 x 107
Материал - дерево
Техника - темпера, металлическая басма на полях
Инвентарный номер - Инв.21494
Поступило из Центральных государственных реставрационных мастерских. 1934
В основе сюжета – повесть скитского Патерика «Иже на всенощных бдениях полезно души и благоугодию пред Богом не расслаблятися леностию». Эта Повесть рассказывает о блаженном Евлогии, которому на Пасху во время богослужения было дано видеть, как вместе с монахами службу пели ангелы, а после окончания литургии раздавали инокам дары по степени их усердия в молитве.
Самым ранним известным примером этой иконографии в русском искусстве является фреска Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502). Претерпев существенные изменения, иконография получила особое распространение в искусстве второй половины XVI века. Икона из Введенского монастыря Сольвычегодска – один из самых значимых памятников, созданных на этот сюжет. Действие происходит внутри высокого многокупольного белоснежного храма, стоящего посреди обители, обозначенной изображениями двух монастырских звонниц. Всех собравшихся в храме осеняет образ Богоматери «Знамение» в центральном куполе храма. На престоле под куполом храма помещен большой литургический сосуд, к которому склоняются две монашеские фигуры с нимбами. В нижнем левом углу изображен сам Евлогий. В его руках – свиток с текстом: «Не хвалитеся и не глаголите высокая в гордыни своеи ниже да изыдет велиречие из уст ваших». Другие поучения начертаны на свитках ангелов, стоящих в центре, под образом Богоматери: «Друг друга тяготы носите и так исполните заповедь Христову», «Слово Христово да вселится в вас благодатно во всяко премудрость сердцах ваших». В правом нижнем углу представлена сцена изгнания ангелом нерадивых монахов. Новшества иконографии отражают совершаемый в монастырях чин благословения хлебов: ему соответствует сцена поклонения сосуду с хлебами (просфорами) двух преподобных старцев. Этот ритуал – воспоминание о благословении Христом пяти хлебов и насыщении ими пяти тысяч человек – прообразует таинство Евхаристии. Символическое значение сосуда как образа Церкви, насыщающей верных хлебом духовным, подчеркивается сопоставлением с образом Богоматери «Воплощение», на груди которой изображен Хлеб жизни – Младенец Христос. Введение новых элементов в композицию придало назидательному сюжету высокое значение пира Премудрости, образа духовной трапезы подвижников.