Литургия «Иже херувимы»
Конец ХVI века
Размер - 197 x 153
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - ДР-19
Поступило из Центральных государственных реставрационных мастерских. 1930
Икона названа по первым словам Херувимской песни, полный текст которой написан в ее верхней части. Это песнопение исполняется на Литургии Иоанна Златоуста во время Великого входа, то есть при перенесении Святых Даров с жертвенника на алтарь, которое предваряет самую важную часть литургии – анафору, когда происходит преложение Святых Даров.
Великий вход символически представлен в нижней части иконы: это ангельское шествие к Христу Великому Архиерею (он изображен в архиерейском саккосе и омофоре) с жертвенным Агнцем – Христом Эммануилом, несомым на херувимах. Шествие спускается из расположенного в центре алтаря, где также изображен Христос Великий Архиерей, стоящий перед престолом со Святыми Дарами. По сторонам от Него – ангелы с рипидами и святые епископы (помимо великих отцов Церкви Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца здесь представлены русские святители в белых клобуках). Слева изображена проскомидия – вступительная часть литургии, во время которой происходит приготовление Святых Даров, а справа – совершающееся непосредственно перед причащением раздробление Агнца. В обоих случаях символическим образом Святых Даров является Младенец Христос. Наконец, вся композиция увенчивается изображением Святой Троицы (Отечества) в окружении девяти чинов ангельских. Это изображение соответствует не только тексту Херувимской молитвы, но и молитве Великого входа: «…Ты бо един, Господи Боже наш, владычествуеши Небесными и земными, Иже на Престоле Херувимсте носимый, Иже Серафимов Господь и Царь Израилев, Иже един Свят и во святых почиваяй…»
В правом нижнем углу иконы помещена большая группа предстоящих, среди которых выделяются две крупные фигуры в рост и два персонажа в нимбах. Принято считать, что это изображения Никиты Григорьевича Строганова и его дяди Семёна Аникеевича с их святыми патронами – мучеником Никитой и преподобным Симеоном Столпником – в окружении младших представителей семьи.
Известно, что икона была написана для Благовещенского собора в Сольвычегодске по заказу представителя богатого купеческого рода Строгановых Никиты Григорьевича (1560–1616).