Рыбак Иссхар-Бер (1897-1935)
Портрет Иосифа Марковича Брегмана
1920-е
Размер - 65 x 52
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6829
Дар Т.В. Новаковской по завещанию М.И. Брегман. 2008
Иссахар-Бер Рыбак – художник редкого дарования, проявивший свой талант в графике, книжной иллюстрации, живописи и театральном искусстве. Рыбак родился в многодетной еврейской семье в небольшом городке Елисаветград Херсонской губернии. С двенадцати лет он начал зарабатывать на жизнь – вместе с артелью кустарей-маляров расписывал сельские церкви на Херсонщине. Против воли отца в 1911 году он поступил в Киевское художественное училище, куда принимали на обучение талантливых детей уже с 12 лет. Его сокурсником был Александр Волков, который после окончания училища в 1916 году отправился в Ташкент, где родился и где находилась его семья. Рыбак остался в Киеве, увлекся идеями молодых писателей Давида Бергельсона и Дэвида Хофштейна – теоретиков и создателей современной еврейской культуры и литературы. Он установил тесные контакты с ведущими художниками русского авангарда Александром Богомазовым и Александрой Экстер, которые тогда жили в Киеве.
В 1913–1914 годах Рыбак посещал занятия в частной студии Экстер и уже в 1915 году на Киевской весенней выставке впервые представил свои картины. Летом 1916 года Рыбак вместе с Эль Лисицким получил заказ от Еврейского историко-этнографического общества на копирование картин в деревянных синагогах и резных надгробий на кладбищах в городках Украины и Белоруссии. Эта поездка пробудила интерес Рыбака к еврейскому народному искусству. Весной 1917 года он участвовал в Московской выставке еврейских художников и скульпторов. А через год, в 1918-м, был одним из организаторов художественного отдела Культур-Лиги. Киев 1910-х годов представлял собой активно развивающийся культурный центр, и Культур-Лига естественно влилась в активную творческую жизнь города. Члены художественного отдела были очень молодыми людьми, но уже довольно опытными художниками. Они оформляли спектакли киевских театров и студий Культур-Лиги, вели занятия в студиях изобразительного искусства и в еврейской гимназии, организовывали выставки, заведовали музеем, готовили к изданию книги на идише. В Киеве Рыбак недолгое время работал над оформлением еврейской книги, литературного альманаха «Эйгнс» на идише и др., создавая узнаваемый национальный стиль. Вскоре он переехал в Москву, где прожил около года. В этот период Рыбак участвовал в деятельности кружка еврейских писателей и художников, сотрудничал с Московским еврейским камерным театром. В апреле 1921 года Рыбак вместе с писателем Бергельсоном покинул Россию, несколько месяцев находился в столице Литовской Республики Каунасе, ожидая получения въездной визы в Берлин, работал в учреждениях литовской Культур-Лиги. В октябре 1921 года Рыбак прибыл в Берлин, где на протяжении нескольких лет активно участвовал в международной и еврейской культурной жизни. В начале 1926 года Рыбак окончательно переехал в Париж. В его ранних произведениях соединились черты кубизма, примитива с элементами традиционного еврейского искусства. В парижский период (конец 1920-х – начало 1930-х) мотивы еврейской нищеты, погромов, превалировавшие в начале его творчества, уступили место лирическим пейзажам, декоративным панно, портретам, в которых проявилось стремление художника к гармонии и уравновешенности.
Портрет И.М. Бергмана – единственное произведение мастера в собрании Третьяковской галереи, созданное, вероятнее всего, в парижский период. В дальнейшем предстоит научно-исследовательская работа по установлению биографии изображенной личности и точной даты создания этого портрета.