Пальмов Виктор (1888-1929)
Двое спящих
1920-е
Размер - 27 x 18,2
Материал - бумага
Техника - черный карандаш, тушь, кисть, графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-15602
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Виктор Никандрович Пальмов – человек необычной судьбы. Уроженец Самары, он, как многие его ровесники, получил художественное образование в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у К. Коровина. В Москве он познакомился с Маяковским, Бурлюком и другими футуристами, вошел в их круг. Именно футуризм как художественный стиль оказал на него большое влияние. Впоследствии Пальмов писал: «В своих формальных поисках я прошел через школу натурализма, импрессионизма, немного кубизма, много футуризма. Все эти “измы” составляют мою производственную базу».
Полтора года Пальмов провел в окопах Первой мировой войны. Затем в 1920 году вместе с Д. Бурлюком пустился в необычную авантюру, отправившись на Дальний Восток. Там Виктор Пальмов был членом отделения ИЗО Наркомпроса Дальневосточной республики, работал в журнале, писал картины и театральные декорации. В том же году Пальмов и Бурлюк сумели организовать в Японии большую выставку советского революционного искусства. В 1922 году Бурлюк уехал в США, а Пальмов вернулся в Москву, где в 1923–1924 годах сотрудничал с ЛЕФом – оплотом русского авангардизма 1920-х. В 1925 году Пальмов вместе с архитектором и скульптором Антоном Лавинским участвовал в оформлении советского павильона на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже, потом он переехал в Киев. К этому времени Пальмов выработал свой уникальный стиль – «цветистость». Он писал примитивистские картины, насыщая их необычным ярким колоритом.
На представляемом рисунке нет следов «цветистости». Пальмов изобразил двух спящих в поле крестьян. Несмотря на, казалось бы, вполне мирный сюжет, рисунок пронизан тревогой. Это впечатление создает контраст тревожного черного неба, пронизанного белыми штрихами, и белесой поверхности земли. Нам непонятен смысл сцены. Кто эти люди? Почему они оказались здесь? Спят ли они или погибли? Что означают черные столбы в глубине?
При всей загадочности содержания рисунок привлекает мастерством исполнения. Перед нами вполне реалистическое изображение. Свободными мазками автор написал мрачное небо, пугающие столбы в глубине пейзажа, жилетку крестьянки и обувь. Легкими штрихами черного карандаша очертил контуры фигур, лицо мужчины, голову женщины. Вкрапления оранжевой туши подсвечивают силуэты персонажей.