Токе (?) Луи
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Размер - 81 x 66
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.9344
Поступило из Государственного музейного фонда. 1927
Поясное изображение Елизаветы Петровны (1709–1762) восходит к парадному портрету, принадлежащему кисти придворного живописца Людовика XV Луи Токе. Знаменитый адепт стиля барокко, Токе специально приехал в Петербург по приглашению вице-канцлера М.И. Воронцова для исполнения портрета императрицы и пробыл в России всего полтора года (1756–1758). Полотно, на котором российская самодержица предстоит в полный рост, в настоящее время хранится в Эрмитаже. Императрица дала маэстро четыре сеанса позирования. Уже при жизни Токе это изображение рассматривалось как один из шедевров его творчества. Современники отмечали, что до Токе никто не смог изобразить и «наполовину похоже прекрасный круглый лоб и прелесть прекраснейшего рта и черт ее величества». В 1758 году, вскоре после создания, изображение было гравировано величайшим немецким мастером – Г.Ф. Шмидтом.
Царственная осанка, с иллюзорной точностью переданные императорские регалии, присущее барокко богатство антуража сочетаются в портрете с элегантной подвижной позой и приветливым выражением лица, что правдиво отражало беззаботный характер «любящей смехи и забавы» модели.
По сведениям Я. Штелина, Токе исполнил четыре поясных повторения портрета императрицы Елизаветы Петровны. Они предназначались для самой императрицы, а также для короля Франции, французского посла в России и вице-канцлера М.И. Воронцова. Однако удачное императорское изображение неоднократно копировали и другие живописцы, ученики Академии художеств. Известно, что в 1762 году воспитанник Академии Дмитрий Ушаков представил на экзамен такую копию. Поясной портрет типа Токе из собрания В.Я. и С.Э. Евдокимовых экспонировался на выставке «М.В. Ломоносов и елизаветинское время» (1912). Именно из-за популярности портрета Токе сложно окончательно решить вопрос, кто был автором поясного повторения из Третьяковской галереи.
Портрет, принадлежащий сегодня галерее, происходит из собрания князей Оболенских. По своим высоким художественным достоинствам он вполне мог быть одним из повторений, исполненных самим Токе. В пользу этого свидетельствует то, какими мягкими переходами светотени моделирует художник объем головы и плеч, как легко справляется со сложным и изящным разворотом фигуры в пространстве, как мастерски точно выписывает легкую пену кружев, гладкий муар орденской ленты и металлический блеск золотого шитья на платье. Однако окончательно вопрос авторства может быть решен только после проведения тщательной технико-технологической экспертизы.