Плюшар Евгений (1809 - после 1880)
Портрет графини М.А. Олсуфьевой
1839
Размер - 104,2 x 83,1
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.9126
Поступило из Государственного музейного фонда. 1827
Евгений Александрович Плюшар – портретист, жанрист, иконописец, один из авторов росписей Исаакиевского собора. Родился будущий мастер в Петербурге в семье французского типографа А. Плюшара. Завершив учебу в Мюнхенской академии художеств, живописец вернулся в Петербург и уже вскоре завоевал славу модного и успешного портретиста. В середине 1850-х годов Плюшар открыл фотографическое ателье. Около 1862 года он переехал в Дрезден.
В 1839 году Плюшар был избран академиком и в это же время получил почетный заказ от московского гражданского губернатора Василия Дмитриевича Олсуфьева (графа с 1856) исполнить портрет его супруги. Мария Алексеевна Олсуфьева (1799–1878) происходила из древнего дворянского рода Спиридовых. Ее родителями были ревельский генерал-губернатор адмирал Алексей Григорьевич Спиридов и Екатерина Фёдоровна Тизенгаузен, урожденная фон Швебс. В браке с В.Д. Олсуфьевым у нее родились семеро детей. В 1857 году Мария Алексеевна была пожалована в кавалерственные дамы ордена Св. Екатерины малого креста. Внучка графини баронесса М.Ф. Мейендорф запомнила свою бабушку доброй и тихой женщиной, не любившей света и много времени проводившей за вышиванием и книгами.
Портрет Плюшара носит репрезентативный характер и не лишен оттенка салонности. Мария Алексеевна изображена присевшей на край дивана на темно-красном фоне. С большим умением Плюшар пишет богатую отделку пышного наряда модели, виртуозно воспроизводит блеск дорогой атласной ткани. На левом плече Олсуфьевой можно увидеть двойной фрейлинский шифр – усыпанную бриллиантами брошь в виде двух сплетенных инициалов – императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая I, и ее свекрови Марии Фёдоровны, вдовы Павла I. Прическу героини украшает тюрбан, свернутый из легкой полупрозрачной ткани. Упругие локоны обрамляют приветливое лицо графини, образ которой в интерпретации Плюшара элегантен и светски представителен.
Портрет происходит из собрания графов Олсуфьевых. Также в собрании Третьяковской галереи хранится близкий по стилю и типологии «Портрет неизвестного, сидящего в кресле» (время создания неизвестно).