Лигоцкий Иван (?-1805)
Портрет И.И. Глебова
1770
Размер - 59 x 50,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.6047
Поступило из Музея-усадьбы «Покровское-Стрешнево». 1927
Иван Иванович Глебов (1743? – после 1793) состоял на военной службе, дослужился до чина полковника. Однако на представленном портрете художник никак не указывает на род занятий модели. Перед нами типичный пример камерного портрета, получивший широкое распространение в России во второй половине XVIII века. Оливковый кафтан, не имеющий никаких знаков отличия, и неяркий зеленый жилет деликатно погружены в тень. Светом художник выделяет лицо, сосредоточивая на нем внимание. Пристальный взгляд и приветливая улыбка выдают готовность модели к диалогу со зрителем. Художник, опираясь на популярную концепцию Просвещения, утверждает достоинство и ценность человеческой личности независимо от социального положения. В манере располагать фигуру в пространстве, в использовании неяркого, почти монохромного колорита, в высветлении фона чувствуется влияние Ф.С. Рокотова, который работал в Москве в те же годы. Однако Лигоцкий, опираясь на свой опыт монументалиста, строит форму более объемно и широкими плоскостями. Этим он отличается от «загадочного» Рокотова, фигуры которого словно растворяются в пространстве фона. Образ, созданный Лигоцким, не столь поэтичен. Ему меньше удается передача тонких душевных переживаний.
И.Д. Лигоцкий, происходивший из польских дворян, в начале своей карьеры состоял в штате Канцелярии от строений и по роду службы занимался в большей степени монументально-декоративной живописью. Его первыми наставниками были монументалисты и театральные декораторы К. Легрен, Дж. Валериани, П. Градицци. Годы его учения пришлись на время, когда в Петербурге еще не была открыта Академия художеств, поэтому он принадлежит к тому поколению мастеров, которые получали практические навыки непосредственно в процессе работы над заказом. Подобно многим его сверстникам, воспитанным таким цеховым способом, Лигоцкий стал мастером-универсалом. Как следует из объявления в газете «Московские ведомости» (1770. № 94), он работал «в миниатюре масляными и пастельными, а тактож на стекле живописью, портреты, Истории и прочее живописными красками».
Третьяковская галерея обладает редким образцом портретного творчества мастера.