Основываясь на материале, собранном во время творческой командировки на Черноморский флот, Дейкин создал целый ряд полотен на тему военно-морского флота. Среди них – «На страже морских границ» – тематическая картина, посвященная будням морских пограничников.
Борис Николаевич Дейкин учился в вечерних классах Строгановского центрального художественно-промышленного училища (1909), в училище Ф.И. Рерберга (1910–1913), готовившего молодых художников к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем, с 1913 по 1918, и в самом училище, 2-х Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ), в мастерской А.Е. Архипова. Последующий творческий путь раскрывает художника как приверженца традиций передвижничества. С 1922 года Дейкин становится активным деятелем и экспонентом Ассоциации художников революционной России (АХРР). В своих работах он в полной мере воплотил идеи и художественные принципы этого объединения. Его живопись проста и понятна, она в доступной форме рассказывает зрителю о советской действительности, будь то успехи в сельском хозяйстве, индустриальном строительстве, укреплении обороноспособности СССР.
«На страже морских границ» – одна из самых известных картин художника. Она отличается эффектной вытянутой, диагональной композицией. Художник использует неожиданный, сильный ракурс, придающий работе особую динамику. Сдержанный колорит картины, выдержанный в холодном цветовом регистре, построен на сочетании оттенков стального серого, белого и приглушенно-зеленого цветов.
Своей темой, строгим колоритом и оригинальным композиционным решением картина напоминает полотно Константина Вялова «Кронштадтский рейд» (1928).
Приверженец реалистической живописной школы Дейкин очень точно передает будни черноморских моряков, стоящих на страже советских границ. Картина экспонировалась на выставке «Искусство третьего решающего года пятилетки (к XIV годовщине Октябрьской революции)» в Москве, с которой и была приобретена Третьяковской галереей.