Пётр Иванович Келин, живописец и педагог, известен прежде всего как портретист, но он был также автором жанровых композиций и пейзажей. «Ажурницы» – одна из жанровых картин художника, на которой изображены девушки-ажурницы, работницы цеха машинной вышивки, занимавшиеся ажурной, прозрачной вышивкой.
Келин получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1896/1897–1905/1906), где учился у Абрама Архипова, Алексея Корина, Валентина Серова. В 1900/1901 молодой художник за рисунки и этюды был награжден малыми серебряными медалями. Келин оставался верен принципам реализма, которые выработал под руководством своих наставников.
Композиционно и стилистически «Ажурницы» созвучны произведениям Архипова. Келин очень многое перенял от своего учителя, что видно и в композиционно-пространственном построении картины, и в использовании широкого, быстрого мазка кисти. Этой манеры письма он придерживается и в других своих жанровых полотнах.
Мастер жил и работал в Москве. Вел занятия с учениками в своей частной студии (1903–1917). Многие его ученики называли эту мастерскую «Художественной школой П.И. Келина», хотя она не имела такого официального статуса. Художник преподавал в 2-х Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ, 1918–1920), где вел анатомическое и перспективное рисование.
Келин был членом Объединения художников реалистов (ОХР), организованного бывшими участниками Товарищества передвижных художественных выставок, которых не устраивали правила Ассоциации художников революционной России (АХРР). В своей творческой манере Келин сочетает принципы передвижнического реализма с элементами академической традиции и чертами модерна.
Картина «Ажурницы» относится к группе жанровых работ художника и занимает важное место в его творчестве, выявляя характерные черты живописного метода мастера.