Святитель Николай Чудотворец; Преподобный Сергий Радонежский (?); Преподобный Никон Радонежский (?). Складень трехстворчатый
Середина – вторая половина XIX века
Размер - 10,4 x 11,4 x 1
Материал - бумага, дерево (кипарис)
Техника - резьба
Инвентарный номер - ДР-1526
Поступил из Всесоюзного художественно-производственного комбината им. Е.В. Вучетича. 1982
Трехстворчатый складень – образец миниатюрной резьбы мастеров Сергиева Посада. Подобные складные иконы в большом количестве изготавливались резчиками для многочисленных паломников, посещавших в XIX – первой четверти XX века Троице-Сергиеву лавру.
На средней створе складня представлен святитель Николай Чудотворец – архиепископ малоазийского города Миры в Ликии (IV в.). Правой рукой он благословляет, в левой держит закрытое Евангелие. На боковых створах два преподобных в молитвенном предстоянии. На левой, предположительно, преподобный Сергий Радонежский (XIV в.), основатель Троицкого монастыря под Москвой. На правой, вероятно, Никон Радонежский (1352–1426), ученик и келейник святого Сергия, ставший после смерти учителя игуменом обители.
Среди дошедших до нас произведений сергиево-посадской миниатюрной резьбы изображения святителя Николая на центральной створе встречаются достаточно редко. Возможно, их появление было связано с особым заказом монастырских властей или желанием заказчика. Одна из близких аналогий публикуемому памятнику – трехстворчатый складень «Святитель Николай Чудотворец. Преподобный Сергий Радонежский (?). Преподобный Никон Радонежский (?)» второй половины XIX века из собрания Третьяковской галереи.
Публикуемая складная икона выделяется еще и тем, что представляет один из ранних образцов посадской резьбы. Об этом свидетельствует форма навершия, использование щепы, имитирующей сияние (во второй половине XIX века на смену ей пришли тончайшие стеклянные волокна). Изначально ее вид был более декоративным. Она имела ножки на нижних торцах, фигурное завершение. Каждая створа была закрыта стеклом, крепившимся с помощью небольших рельефных бумажных полосок или кантов (сегодня полностью утраченных), средник центральной створы обрамляли декоративные «веточки» (от них сохранилось несколько фрагментов).