Преподобный Сергий Радонежский у гроба родителей; Преподобный Никон Радонежский (?); Преподобный Михей Радонежский (?) Складень трехстворчатый
Вторая половина XIX века
Размер - 8,7 x 8,8 x 0,8
Материал - бумага, дерево (кипарис), стекло
Техника - резьба
Инвентарный номер - ДР-1811
Приобретен у Буянова А.Н. через Закупочную комиссию ГТГ. 1984
Трехстворчатый складень – образец миниатюрной резьбы Сергиева Посада. Подобные складные иконы в большом количестве изготавливались резчиками для многочисленных паломников, посещавших в XIX – первой четверти XX века Троице-Сергиеву лавру и находящийся поблизости Покровский Хотьков монастырь.
На центральной створе изображен святой Сергий Радонежский, молящийся у гроба своих родителей Кирилла и Марии, мощи которых покоились в Хотькове монастыре. На боковых створах – двое святых, предположительно ученики преподобного Сергия Никон и Михей Радонежские.
Центральная композиция, в которой Сергий Радонежский представлен в монашеском облачении совершающим заупокойное богослужение, появилась сравнительно недавно. На ее сложение могли повлиять как миниатюры лицевых списков жития святого, так и народное предание, согласно которому Сергий при жизни нередко приходил из Троицкого монастыря в Покровский на могилу схимонахов Кирилла и Марии. Создание первых икон на этот сюжет предположительно относят к 1790-м годам, распространение они получили в XIX столетии.
В резьбе мастеров Сергиева Посада изображения святого Сергия у гроба родителей отличались относительной устойчивостью. Публикуемый образ не является исключением, но имеет свои отличия как в стиле, так и в иконографии. Первое отразилось в ориентации резчика на традиции мастеров Средневековья, а именно – в плоскостности композиций, условной передаче объемов, иератичности (строгой фронтальности и неподвижности). Второе отличие – в выборе святых на створах. Вместо более традиционных изображений святителя Николая Чудотворца и преподобного Никона Радонежского представлены двое преподобных. Близкие изображения на складне «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Преподобный Никон Радонежский. Преподобный Михей Радонежский» 1854 года из собрания Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии.
Изначально облик публикуемой складной иконы был более декоративным. Она имела три ножки на нижних торцах, фигурное завершение (в виде креста?). Каждая створа (за исключением наверший) была закрыта стеклом, крепившимся с помощью бумажных кантов.