На картине неизвестного художника представлен вид московской улицы Пречистенки с городской застройкой. В XVIII веке видимое в просвете улицы здание под номером 22 принадлежало князьям Хованским, а позднее – семье генерала А.П. Ермолова. Предположительно, автор проекта усадебного дома – М.Ф. Казаков. После разрушительного пожара войны 1812 года дом был восстановлен. В 1835 году он был выкуплен казной у владельцев для устройства пожарной части согласно указу императора Александра I от 31 мая 1804 года о создании в Москве профессиональной пожарной охраны.
Пречистенская пожарная часть была элитной в Москве. В ней квартировал брандмайор – главный пожарный города. В начале 1840-х годов к дому 22 на Пречистенке была сделана пристройка, которая увеличила протяженность его фасада вдоль улицы. В 1843 году для дежурства дозорных над зданием возвели пожарную каланчу в виде трехъярусной деревянной башни, которая завершалась шпилем для вывешивания сигнальных знаков. Система поднимаемых на каланче ночных фонарей, флагов, крестов и черных кожаных шаров служила для обозначения района происшествия, силы и масштаба возгорания.
Время строительства смотровой вышки может служить ориентиром для датировки произведения, которое, с учетом этого обстоятельства, было создано после 1843 года.
Выбранный художником сюжет не случаен. Работа пожарных, почетная во все времена, особенно важна была в XIX веке, когда на территории Москвы было множество деревянных строений, освещаемых и отапливаемых открытым огнем. Авторитет пожарных также подкреплялся их многофункциональностью. В царской России пожарные бригады призывали для ликвидации самых разных происшествий, в том числе не связанных с возгоранием. От их слаженной работы зависели жизни людей и спокойствие на городских улицах.
На полотне представлена эффектная кавалькада спасателей, которые торжественно следуют навстречу опасности. Звуки сигнальной трубы привлекают внимание остановившихся по сторонам улицы прохожих. Возглавляет процессию скачущий на коне брандмейстер, который сигналами освобождает дорогу для проезда. За ним следует в экипаже брандмайор.
Основным вооружением городской команды был передовой пароконный ход, который состоял из металлической бочки и ручного насоса. Ход в свою очередь обслуживался боевым расчетом из одного трубника, который был и старшим хода, четырех бойцов-подтрубников и кучера. К обозу приставлялся погонщик. Судя по количеству представленных на картине бойцов, можно предположить, что изображаемый пожарный обоз составлен из нескольких расчетов. Эту версию подтверждают главенство брандмайора, высоко поднятый над первым экипажем красный флаг, означающий «сбор всех частей», и лошади, масти которых были важным отличительным признаком конкретной пожарной части.
Картина неоднократно повторялась и представлена в московских музеях в нескольких вариантах. Один из них находится в коллекции Государственного исторического музея (1850-е). Второй известный вариант картины хранится в собрании музея И.С. Тургенева. Вероятно, в основе многократно повторяемой композиции лежит фотогравюра с одноименной акварели П. Черкасова 1845 года.