В 1866 году Толстой брал уроки скульптуры у Николая Александровича Рамазанова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В письме к Афанасию Афанасьевичу Фету он писал: «Художником я не буду, но занятие это уже дало мне много приятного и поучительного».
Константин Александрович Клодт обратился к образу писателя-крестьянина под влиянием картины Ильи Ефимовича Репина
«Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне» (1887), увеличенное повторение которой экспонировалось на 16-й выставке Товарищества передвижников в 1888-1889 годах. Сцена, где великий писатель сам пашет землю бедной вдовы, имеет глубокий мировоззренческий смысл – долг каждого человека не быть праздным, а работать. В семье писателя считали, что Толстой изображен «в самой интимной, ему одному дорогой жизни».
В мелкой пластике аналогичный сюжет крестьянина-пахаря встречался и ранее, но только Клодт (будучи еще учеником Московского Училища живописи, ваяния и зодчества) продолжил жанровую тему с изображением не собирательного образа пахаря, а известного писателя. Клодт также стал первым скульптором, лепившим Толстого с натуры в его доме в Хамовниках в Москве. В дневниках писателя сохранилась запись от 07 марта 1889 года: «пришел художник лепить для группы… Я вел себя хорошо, не стесняясь Клодтом».
На рубеже XX века образ писателя, идущего за плугом, стал очень востребован, он неоднократно варьировался и повторялся скульпторами.
Толстой Лев Николаевич (1828-1910) - сын Николая Ильича Толстого и Марии Николаевны, урожденной княжны Волконской; русский писатель, публицист, религиозный мыслитель, просветитель, идеолог движения толстовцев.