Мухина Вера (1889-1953)
Юлия
1925
Размер - 190 x 56 x 60
Материал - дерево тонированное
Инвентарный номер - СКС-3152
Приобретено у Н.Б. Рождественской. 2006
Произведение «Юлия» стало результатом поиска Верой Мухиной новой образности и пластической выразительности на примере вечной для искусства темы красоты обнаженного женского тела. Изначально выполненная в гипсе, статуя была переведена мастером в дерево и представлена зрителям на выставке Общества русских скульпторов (ОРС) в 1926 году. Общественное одобрение работы, полученное во время выставки, было очень важно для художницы. Мухина признавалась, что вложила в «Юлию» всю душу и после нее долгое время чувствовала себя опустошенной, не имея сил для создания новых произведений.
Название скульптура получила в честь балерины Юлии Подгурской, позировавшей мастеру. Во время работы натура служила Мухиной не объектом для достоверного отображения, а отправной точкой для переосмысления в пластике пропорций и объемов человеческого тела. Изящная фигура танцовщицы художественной волей скульптора приобрела утяжеленные и гиперболизированные, хотя и не лишенные грации, формы, лицо осталось непроработанным. Всё внимание Мухина сосредоточила на мощной обнаженной фигуре, утверждающей эталон нового идеала эпохи, которым стало здоровое и физически крепкое тело женщины – работницы и спортсменки. Композиция, закрученная по спирали в энергичном повороте фигуры, выразительна с любой точки обзора. Эта станковая работа демонстрирует присущий Мухиной дар монументалиста, ее умение, опуская частности, создавать широкие художественные обобщения.
Пластические поиски, нашедшие отражение в статуе «Юлия», связаны с поездкой мастера в Париж в 1912 году. Пройдя обучение у французского скульптора Э.А. Бурделя, Мухина переняла и по-своему переработала в своем творчестве характерные для произведений наставника динамизм и экспрессию пластически обобщенных форм. Кроме того, в Париже она посещала занятия в академии «La Palette», где в то время преподавали художники и теоретики кубизма Ж. Метценже и А. Глез. Академию Вера Мухина оставила, не проучившись там и двух месяцев. Однако знакомство с кубизмом и его представителями не прошло для нее бесследно, о чем можно судить, исходя из особенностей художественного решения работы «Юлия».