Памятник художника Михаила Микешина «Тысячелетие России», установленный в Новгороде ‒ один из самых ярких и известных монументов середины XIX века. Установить его было решено в связи с исполнявшимся в 1862 году тысячелетием призвания варяга Рюрика на княжение в Новгород. Инициатором установки стал сам император Александр II. Был объявлен конкурс. Победителем стал молодой живописец Микешин, который памятник «сочинял на бумаге», оставив его воплощение большому коллективу профессиональных скульпторов.
Для государства как заказчика важна была не столько ясность пластического языка, сколько краеугольная государственная «идея»: оформление средствами скульптуры многосложного манифеста «православия, самодержавия и народности». Задачи показа тысячелетней истории Государства и пропаганда его идеологии решались в памятнике с особым размахом. Специальной комиссией были утверждены периоды истории и персонажи, которые должны были быть обязательно отображены.
Памятник компоновался из множества станковых скульптур, изображающих исторических и легендарных персонажей, аллегорические фигуры. Большое внимание уделялось достоверности деталей бытового и этнографического характера.
Монумент имеет форму колокола и состоит из трех ярусов:
Первый ярус. Венчает композицию группа «Православие», установленная на державе ‒ Ангел, поддерживающий крест, благословляет коленопреклоненную женщину – Россию.
Средний ярус. На фоне державы располагаются 6 групп, символизирующих периоды истории государства:
1. Призвание варягов (862 г.)
2. Крещение Руси (988-989 г.)
3. Куликовская битва (1380 г.)
4. Сложение единой Руси (1491 г.)
5. Избрание на царство Михаила Романова (1613 г.)
6. Создание Российской империи (1721 г.)
Третий ярус – фриз с четырьмя разделами, изображающими просветителей, «государственных людей», военных людей и героев, писателей и художников.
Формальным автором считается М. Микешин. По его графическим проектам работали архитектор В. Гартман, скульпторы: И. Шредер, Р. Залеман, Н. Лаверецкий, А. Любимов, Б. Михайлов, М. Чижов, инженер В. Евреинов.
Популярность целого ряда монументов вызвала к жизни новое направление в отечественной кабинетной скульптуре ‒ уменьшенное повторение наиболее знаменитых памятников. «Тысячелетие России» является одним из самых востребованных в этом ряду. Данный экземпляр не включает в себя нижний ярус с фризом известных россиян, ограничиваясь темами «православия» и «самодержавия».