В 1903 году состоялся роскошный костюмированный бал-маскарад в Зимнем дворце, приуроченный к 290-летию Дома Романовых. Рубеж XIX–XX веков в России характеризовался подъемом национального самосознания, интересом к собственной истории. Этот запрос общества нашел отражение в идее бала – воссоздание допетровской эпохи. Все приглашенные на бал должны были явиться в русских национальных костюмах в стиле XVII века: бояр и боярынь, воевод, стольников, сокольничих. Подготовка к балу длилась несколько месяцев: проводились архивные изыскания с целью достижения максимальной достоверности костюмов, для создания костюмов привлекались известные модельеры, ювелиры.
Бал проходил в два этапа. 11 февраля состоялся вечер с концертом, танцами и ужином, а 13 февраля сам костюмированный бал. На нем собралась вся высшая знать России, дипломатический корпус, иностранные послы. Это был последний большой придворный бал в истории Российской империи. «Впечатление получилось сказочное, – писал очевидец события, – от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах…».
В 1911 году на немецкой фабрике карточных игр были разработаны эскизы для игральных кар «Русский стиль» с фигурами в костюмах, повторяющих наряды гостей бала. Напечатаны карты были к празднованию 300-летия Дома Романовых на Александровской мануфактуре в Петербурге. Продолжали эти карты выпускать и в Советской России.
После окончания бала по пожеланию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга («Боассонн и Эгглер», «Левицкий и сын», «К.Е. фон Ганн и К°», Д. Асикритов, А. Ясвоин, Д. Здобнов, Ренц и Ф. Шрадер и др.). Благодаря этим фотографиям изображения костюмов дошли до нашего времени.
Фотографы по-разному подошли к съемке. Некоторые выстраивали специальные декорации в русском стиле XVII века, другие снимали в фотоателье, используя студийный интерьер. Дмитрий Здобнов на фотографии барона фон Мейендорфа заретушировал фон, акцентируя внимание на фигуре в костюме воеводы войск князя Пожарского. Отсутствие на снимке предметов интерьера, поза барона, фон с облаками, напоминающими дым и пыль полей сражений, создают образ русского воина.
Барон Феофил (Богдан) Егорович фон Мейендорф (1838–1919) – русский генерал от кавалерии, генерал-адъютант, участник русско-турецкой войны 1877–1878 годов и русско-японской войны.
Дмитрий Спиридонович Здобнов – известный петербургский фотограф. В 1880 году открыл собственную фотографию в Стрельне, затем в 1884 – в Петербурге. Работал над созданием фотогалереи русских писателей, не только современных, но и прошлых времен, делая фотокопии живописных портретов и гравюр литературных знаменитостей.