Большую часть
средника занимает изображение Рождества Христова в развернутом иконографическом изводе. Праздничные сюжеты «Воскресение – Сошествие во ад» и «Вознесение», помещенные на верхнем поле, представляют собой своеобразную кульминацию и раскрывают спасительное значение страданий Христа.
Образцами для большинства сцен страстного цикла послужили иллюстрации Библии Борхта – Пискатора: достаточно точно воспроизведены композиционные схемы соответствующих гравюр, хотя и с упрощением некоторых поз и ракурсов и с частичной заменой сложных архитектурных и пейзажных фонов на более традиционные «нутровые» палаты, получившие распространение в русской иконописи с рубежа XVI–XVII веков. В ряде случаев, как, например, в сцене проповеди Христа на Тайной вечере, иконописец изымает одну сцену из многосоставной композиции гравюры, а в других берет лишь какую-то одну выразительную деталь, перерабатывая остальное в традиционном ключе. Последнее хорошо заметно на примере «Снятия со креста», где из гравюры заимствованы сама фигура мертвого Христа с характерным изгибом и два персонажа, поднимающиеся по лестницам и поддерживающие с двух сторон Его тело. При этом если на гравюре левый персонаж изображен с затылка, то на иконе его голова в развороте в три четверти, тогда как голова правого персонажа оказывается почти полностью прикрыта нимбом Христа. Заметной переработке подвергнута гравюра, иллюстрирующая начальные стихи двадцатой главы Евангелия от Иоанна. На ней представлены направляющиеся ко гробу апостолы Пётр и Иоанн, Мария Магдалина у пустого гроба с двумя благовествующими ангелами и она же, павшая на колени перед Христом. Иконописец достаточно точно, хотя и в зеркальном отражении, воспроизводит находящуюся на переднем плане сцену явления Христа Марии Магдалине, а в остальной части изображения, сохраняя общую композицию (также зеркально), меняет персонажей и сам сюжет: вместо Марии Магдалины у пустого гроба представлена группа из трех жен-мироносиц (сочетание явления ангела или двух ангелов женам-мироносицам с явлением Христа Марии Магдалине было чрезвычайно широко распространено в традиционной русской иконописи).
Клейма с изображениями апостольских страданий, вероятнее всего, также повторяют какие-то западноевропейские образцы – на это указывают такие необычные для русской иконографии детали, как особый кронштейн, на котором поднимают крест апостола Андрея, или решетка с распятым на ней вниз головой апостолом Филиппом. Однако определить тот конкретный источник, которым пользовался иконописец, до настоящего времени не удалось – можно лишь отметить, что композиции этих клейм не имеют ничего общего с включенными в состав Библии Борхта – Пискатора гравюрами Петера ван дер Борхта по рисункам Мартена де Воса на аналогичные сюжеты. Между тем практически идентичные иконографические схемы присутствуют в клеймах иконы «Апостольская проповедь» второй половины XVII века из местного ряда иконостаса церкви Ильи Пророка в Ярославле (Ярославский музей-заповедник) и в некоторых других ярославских памятниках этого времени. Такое сходство позволяет предположить, что в распоряжении ярославских иконописцев находился какой-то особый, до настоящего времени не установленный гравированный образец с циклом апостольских страданий.
Состав клейм (слева направо, построчно): 1. Совет первосвященников; 2. Вечеря в доме Симона Прокаженного; 3. Воскресение – Сошествие во ад; 4. Вознесение Господне; 5. Тайная вечеря; 6. Омовение ног; 7. Беседа Христа с учениками на Тайной вечере; 8. Моление о чаше в Гефсиманском саду; 9. «И когда он сказал им: „это Я“, – они отступили назад и пали на землю»; 10. Взятие под стражу; 11. Христос у Анны; 12. Христос у Каиафы (Каиафа раздирает на себе одежды); 13. Поругание Христа; 14. Приведение к Пилату; 15. Раскаяние Иуды; 16. Христос перед царем Иродом; 17. Возложение тернового венца; 18. Бичевание Христа; 19. Христос перед народом («Се человек!»); 20. Пилат умывает руки; 21. Несение креста; 22. Распятие; 23. Иосиф Аримафейский испрашивает у Пилата тело Христа; 24. Снятие со креста; 25. Несение тела Христа и положение во гроб; 26. Спящие воины у гроба; 27. Воскресение Христа; 28. Явление ангелов женам-мироносицам. Явление Христа Марии Магдалине; 29. Распятие апостола Петра; 30. Усекновение главы апостола Павла; 31. Распятие апостола Андрея; 32. Усекновение главы апостола Иакова (Зеведеева); 33. Погребение апостола Иоанна Богослова; 34. Заклание апостола Матфея; 35. Мучение апостола Марка; 36. Проповедь апостола Луки; 37. Распятие апостола Филиппа; 38. Распятие апостола Варфоломея; 39. Прободение апостола Фомы; 40. Распятие апостола Иакова (Алфеева).