Благовещение
Патрон шедевра
Благовещение
Конец XVII – начало XVIII века
Размер - 77 x 62
Материал - дерево
Техника - яичная темпера
Инвентарный номер - Инв.14799
Поступило из Антирелигиозного музея искусств. 1935
Литературной основой иконографии Благовещения послужили евангельский текст (Лк. 1: 26–38) и апокрифическое Протоевангелие Иакова (гл. 10–11).
Во второй половине XVII века при создании образа «Благовещение» для праздничного чина иконописцы чаще всего обращались к композиции, восходящей к западноевропейской гравюре Иеронима Вирикса по рисунку Бернардино Пассери из Евангелия Наталиса, которую все же не повторяли слишком точно. На представленной иконе мастер сохраняет позы Богоматери и архангела Гавриила, но заменяет традиционные цветы в руке архангела на серебряный жезл, подчеркивая царственность Девы Марии. Иначе, чем в гравюрах, решен архитектурный фон: теперь это не замкнутое внутреннее пространство дома, о чем напоминает лишь драпировка балдахина, а аркада, сквозь которую открывается вид на улицу.
«Благовещение» – одна из хранящихся в Третьяковской галерее икон праздничного чина, по-видимому, центрального иконостаса из церкви Введения во храм, что в Барашах. Строительство храма велось с 1688 года. Главный придел был освящен в 1701 году.