Изображение на иконе восходит к византийскому образу Богоматери первой трети XII века, наиболее чтимой святыне Древней Руси. Начиная с 1150-х годов в течение нескольких столетий этот образ находился в Успенском соборе Владимира, отчего и получил название Владимирского. В 1395 году, когда Москве, будущей столице русского государства, угрожало нашествие Тамерлана, древнюю икону, уже прославленную чудесами, привезли сюда из Владимира. В день ее прибытия войска завоевателя внезапно повернули прочь от города. В честь этого великого чуда с Владимирского образа было сделано несколько списков, один из которых, скорее всего, принадлежащий кисти Андрея Рублёва, послужил в дальнейшем образцом для иконы из Симонова монастыря.
В отличие от древнего византийского образа, на иконе из Симонова монастыря левая рука Богоматери не касается рукава одежд Младенца, но низко опущена в жесте моления, наглядно воплощая идею заступничества Богородицы перед Христом. Плавность контуров и устойчивость фигур Богоматери и Младенца, преобладающая роль силуэта, линии в построении изображения, неяркость согласованных цветов и созерцательность образов свидетельствуют о создании иконы московским мастером. Скорее всего, она была написана в первой четверти XVI века. Вероятным заказчиком иконы стал сам митрополит Московский и всея Руси Варлаам (1511–1521).