Литературной основой иконографии Благовещения послужили евангельский текст (Лк. 1: 26–38) и апокрифическое Протоевангелие Иакова (гл. 10–11).
Протографом иконы, происходящей из праздничного ряда церкви Похвалы Богоматери в Башмакове в Москве, послужил образ из праздничного ряда иконостаса Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля (1698–1699).
На публикуемой иконе Богоматерь представлена в назаретском доме, сидящей под балдахином и обращенной к архангелу Гавриилу, с красной лилией в правой руке. На Ее коленях лежит раскрытая книга с текстом: «Величит душа моя Господа…» (Лк. 1: 46–48).
Композиция восходит к одноименной западноевропейской гравюре Петера ван дер Борхта из Библии Борхта – Пискатора, где шесть евангельских сцен от Благовестия Захарии до Рождества Христова представлены в отдельных компартиментах, а сцена «Благовещение», послужившая образцом для этого иконографического извода, расположена в правой части гравюры.