Литературной основой иконографии послужили евангельский текст (Лк. 1: 26–38) и апокрифическое Протоевангелие Иакова (гл. 10–11). Композиция иконы достаточно близко повторяет западноевропейскую гравюру Иеронима Вирикса по рисунку Бернардино Пассери на одноименный сюжет из Евангелия Наталиса. Сохраняя общую схему, иконописец максимально увеличивает фигуры персонажей. Изображение сидящей под балдахином Богоматери восходит, с некоторой переработкой деталей, к гравюре Петера ван дер Борхта из Библии Борхта – Пискатора.
На иконе лица и фигуры написаны светотеневой моделировкой, а пробела на одеждах – в традиционной иконописной манере. Особенно мастер увлечен передачей живописными средствами разнообразных фактур материалов: кирпичной кладки, напольной деревянной доски, парчовых и шелковых тканей.
Имя Ивана Матвеева сына Бобылева указано на нижнем поле иконы в надписи, сообщающей о вкладе образа старцем Пахомием Барташевым, казначеем Троице-Сергиева монастыря, в Богоявленский монастырь Углича. В настоящее время об этом изографе больше ничего не известно. Однако уровень мастерства позволяет предположить его знакомство с методами работы иконописцев Оружейной палаты.