Неизвестный философ
Патрон шедевра
Неизвестный философ
1689
Размер - 54,5 x 39
Техника - фреска
Инвентарный номер - Инв.25520
Поступило от Московской закупочной комиссии. 1940
Фрагмент фрески с изображением неизвестного философа происходит из Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве. Новоспасский монастырь был основан в конце XV века великим князем Иваном III. В обители издревле находилась родовая усыпальница бояр Романовых, по этой причине в XVII веке новая царствующая династия Романовых особо покровительствовала монастырю. В 1645–1647 годах на месте старого Спасо-Преображенского собора был воздвигнут новый пятиглавый храм. Однако расписан был новый собор спустя лишь сорок лет, в конце 1680-х годов. Для росписи были приглашены мастера Оружейной палаты. Росписи исполнены в живоподобной манере со свойственным всем фресковым ансамблям Нового времени вниманием к второстепенным деталям. К характерным чертам росписи можно также отнести и «перенос» библейских персонажей в российские реалии – многие из них изображены в русских одеждах XVII века.
На паперти Спасо-Преображенского собора по сторонам от лестницы располагались изображения десяти древнегреческих поэтов и философов. Имена философов – Орфей, Гомер, Солон, Платон, Птоломей, Ермий, Анахарсис, Аристотель, Плутарх, Иродион – известны по дореволюционным описаниям собора. Традиция размещать изображения «еллинских мудрецов» на папертях церквей восходит к Средним векам. Изображения античных философов были широко распространены в западноевропейском и поствизантийском искусстве. Однако в русской монументальной живописи этот сюжет является редким. Сохранившиеся до наших дней портретные галереи античных философов можно видеть в росписях XVI века на папертях Благовещенского собора Московского Кремля и собора Рождества Богородицы в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. Как правило, образы античных мудрецов помещали вместе с изображениями ветхозаветных пророков в композиции «Древо Иессеево» – родословной Христа.
Философ на публикуемом фрагменте одет в свободное подпоясанное одеяние со спущенным воротником-капюшоном, на голове – высокий, с пышной подбивкой, головной убор. Имя философа утрачено.
В 1937 году росписи собора исследовали специалисты. Реставратор П.И. Юкин по специальной технологии снял со стен несколько фрагментов со штукатурным и красочным слоями. Снятые фрагменты фресок были распределены по собраниям нескольких музеев. В Третьяковской галерее хранится несколько фрагментов с изображением философов, растительного орнамента и фрагмент композиции «Рождество Христово».