Святитель Николай Чудотворец (Никола Зарайский)
Патрон шедевра
Святитель Николай Чудотворец (Никола Зарайский)
XV век
Размер - 62 x 44
Материал - дерево, левкас
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.22301
Поступило из Антиквариата. 1933
В среднике иконы изображен святитель Николай, архиепископ малоазийского города Миры в Ликии (IV в.). Святой представлен с разведенными в стороны руками, правой он благословляет, в левой, на плате, держит Евангелие. Такой вариант изображения святого, получивший название «Никола Зарайский», по преданию, восходит к чудотворному образу архиепископа, хранившемуся в Никольском соборе Зарайска. Согласно тексту Повести о Николе Зарайском икона Николы была принесена на Русь, в «пределы рязанские», из Корсуни (Херсонеса) в XIII веке. Вполне вероятно, что в Зарайске действительно существовала не дошедшая до нас древняя святыня, с которой делались многочисленные списки.
Данный вариант иконографии Мирликийского чудотворца получил широкое распространение в древнерусском искусстве. Однако дошедшие до нас образы имеют некоторые отличия в деталях, при помощи которых подчеркиваются те или иные аспекты смыслового содержания произведения. Изображение Николая Чудотворца в позе оранта, с воздетыми руками, традиционно связано с почитанием его как великого молитвенника, заступника за человеческий род. В представленном памятнике акцент сделан на высоко поднятой благословляющей деснице святителя и атрибутах епископского сана: Евангелии, епископском омофоре, лежащем на плечах святого и спускающемся вниз по центру фигуры, и палице, ромбовидном плате, носимом на ленте у правого бедра. Перечисленные иконографические особенности подчеркивают прославление святого как могущественного архиерея, наделенного особой духовной силой.
Происхождение иконы неизвестно. Упрощенный рисунок, непропорциональная, несколько приземистая фигура святого, обильно украшенные изображением драгоценных камней и жемчужной обнизи одежды, яркая, контрастная цветовая гамма, придающая образу особую выразительность, позволяют предположить, что мастер, написавший икону, связан с народной средой.