Богоявление
Вторая половина XVI века
Размер - 60,4 x 51 x 2,5
Материал - дерево
Техника - яичная темпера
Инвентарный номер - ДР-1740
Приобретено Министерством культуры для Третьяковской галереи. 1990
Иконы праздничного чина в иконостасе соответствовали годовому литургическому циклу. Икона праздника была призвана не только воссоздать памятное событие из жизни Христа, но и выразить его литургическое значение.
Крещение Господне, или Богоявление, празднуется православной церковью 6 (19) января. В этот день Бог Отец голосом Своим свидетельствовал о благоволении к крещаемому в водах Иордана Сыну, и Бог Дух Святой в виде голубя снизошел на главу Иисуса.
Композиция иконы лаконична. Ее поле плотно заполнено уступами горок, на которых кое-где растут тонкие былинки: так мастер изобразил Иудейскую пустыню. Центральное пространство заполнено водами Иордана. Горы окружают его со всех сторон, так что мы видим не изливающийся с горных вершин речной поток, а замкнутый резервуар. Это композиционное решение уподобляет воды Иордана пещере, гробу, из которого выходит на берег смиривший себя Христос: будучи безгрешным, он принял омовение подобно тем, кто крестился от Иоанна Предтечи, раскаявшись в грехах. Образ гроба соответствует словам апостола Павла, сравнивавшего крещение со смертью и воскресением.
Поступь Христа, выходящего из воды, исполнена смирения, тогда как движение Иоанна Предтечи настолько стремительно, что вокруг его торса бурными складками закручивается гиматий. Фигура Предтечи вознесена над Иисусом, и это положение подчеркивает смирение Христа, на главу которого Креститель возлагает свою десницу. Иисус еле заметным движением руки благословляет Иордан. Драматургия жестов Предтечи и Христа выражает важнейшее содержание события – передачу Божественного дара от Ветхого Завета Новому. Свидетели происходящего и воспреемники Христа – три ангела – протягивают к Нему покровенные руки. Расположенные одна над другой фигуры ангелов образуют «лествицу», соединяющую землю Иудейской пустыни и Небо, из которого нисходит на Христа Святой Дух.
Икона была написана, вероятно, новгородским мастером, испытавшим воздействие московского искусства. Об этом свидетельствует ее колорит, выдержанный в нежной зеленовато-голубой гамме без резких колористических акцентов, характерных для новгородской школы.