В основу композиции «О Тебе радуется» положен текст песнопения, входящего в состав богослужебной книги Октоих (8 глас, воскресная служба), составителем которой считается преподобный Иоанн Дамаскин: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш; ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе». Это песнопение исполняется также на литургии Василия Великого – после пресуществления Святых Даров, когда священник в алтаре произносит тайные ходатайственные молитвы за живых и усопших. Иконография «О Тебе радуется» получает распространение на Руси с конца XV века, причем самое раннее из дошедших до нас изображений – это, по-видимому, икона из местного ряда Успенского собора Московского Кремля, исполненная около 1481 года (именно она могла послужить образцом для аналогичных местных икон в русских иконостасах конца XV – XVI столетий). Помимо иллюстрации богослужебного текста, эта композиция, сложившаяся в эпоху роста эсхатологических настроений в московском государстве, воспринималась, по-видимому, как непосредственное изображение Царствия Небесного, горнего Иерусалима. Образ храма-града, вознесенного на высокую гору; изображения праведников, распределенных по чинам и участвующих в едином богослужебном действе, соответствуют описаниям Небесного Иерусалима в Апокалипсисе (Откр. 21–22) и в некоторых других источниках (главным образом, в монашеских видениях).
Основные элементы композиции непосредственно соответствуют стихам песнопения: изображение Богоматери с Младенцем заключено в круглую радужную славу, которую окружает «ангельский собор», ниже располагается «человеческий род», представленный как собор всех святых, возглавляемых Иоанном Предтечей, а позади – многоглавый храм, окруженный райской растительностью («освященная церковь и раю словесный»). По сторонам от Иоанна Предтечи с развернутыми свитками в руках изображены автор песнопения – преподобный Иоанн Дамаскин и его современник, другой прославленный византийский гимнограф – преподобный Косма Маюмский. Отличительной особенностью поздней иконографии является группа младенцев в белых одеждах, представленная по центру нижнего регистра святых. Очевидно, здесь имеются в виду души усопших праведников, что соответствует содержанию тайных ходатайственных молитв, произносимых во время исполнения песнопения «О Тебе радуется», хотя на многих русских иконах это изображение сопровождается надписью «чин праведных младенцев». Наконец, слова «чрево Твое пространнее небес содела» (т.е. вместила в себя Того, Кого не вмещают небеса) иллюстрирует небесный полукруг, увенчивающий композицию.
Публикуемая икона представляет собой пример сложной иконографической программы, соединяющей два символических сюжета – «О Тебе радуется» и «Шестоднев» (Седмицу). Иконы Шестоднева, получившие распространение в русском искусстве XVI–XVII веков, как правило, включали в себя семь праздничных сюжетов в соответствии с традиционным литургическим посвящением семи дней недели памяти определенных персонажей или событий священной истории. Наиболее полное отражение эта традиция получила в канонах, входивших в состав Октоиха: так, основной канон воскресения был посвящен Воскресению Господню, понедельника – ангельским силам, вторника – Иоанну Крестителю, среды и пятницы – Распятию и Богоматери, четверга – святым апостолам и святителю Николаю, субботы – всем святым и усопшим.
Семидневная структура христианского богослужения была символически связана с семью днями творения (Быт. 1: 1–31). В свою очередь, в соответствии еще с ветхозаветной, дохристианской традицией, первые шесть дней творения и соответствующие им шесть дней недели считались прообразом шеститысячелетней мировой истории. Последний же, седьмой день был днем отдыха, днем, когда Бог «почил... от всех дел своих» (Быт 2: 2). Он понимался как прообраз покоя, блаженного отдохновения, воссоединения праведных с Богом, которое должно было наступить по истечении исторического времени. Подобные толкования получили широкое распространение в русской культуре с конца XV века – в связи с истечением семи тысяч лет от сотворения мира в 1492 году. В соответствии с ними последняя композиция «Седмицы» – «Суббота всех святых» в иконах XVI–XVII веков представляла собой образ блаженного покоя праведных, ожидающих Второго пришествия.
Композиция «О Тебе радуется» как символический образ Небесного града с торжествующими праведниками оказывается близка и сопоставима по своему содержанию с центральным сюжетом «Шестоднева» – «Субботой всех святых», что и дало возможность соединения этих иконографических схем. Состав сюжетов публикуемой иконы в основном соответствует иконографии «Шестоднева». Слева и справа в шести клеймах изображены шесть праздников, соответствующих шести дням недели: «Воскресение – Сошествие во ад» (воскресение), «Собор архангелов» (понедельник), «Пир Ирода и Усекновение главы Иоанна Предтечи» (вторник), «Благовещение» (среда), «Омовение ног» (четверг) и «Распятие» (пятница). Центральное место занимает здесь композиция «О Тебе радуется», заменяющая собой «Субботу всех святых».