Произведение художника Ивана Александрова представляет собой одну из поздних реплик чтимого образа Успенского Печерского монастыря в Киеве. Хотя сам древний образ не сохранился, наиболее ясное представление о нем дает ранний список –
икона Богоматери Печерской (Свенской) (инв. 12723), выполненная около 1288 года, которая также почиталась чудотворной.
Как и на Свенской иконе, по сторонам от Богоматери с Младенцем на престоле представлены преподобные Антоний и Феодосий Печерские, однако здесь они поменялись местами. Антоний, как главный по старшинству, чье имя традиционно называлось первым, стоит справа от Божией Матери, а Феодосий – слева. Изменены и многие другие детали: иначе показан трон, превратившийся в роскошное барочное сооружение, украшенное цветами. Над полукруглой спинкой с золотыми картушами теперь появились два парящих ангела с длинными лентами свитков. Темные облака на небесах расступились, чтобы показать в розовом сиянии света летящего голубя – образ Святого Духа, от которого исходят лучи в направлении Богоматери. Иначе интерпретированы монашеские одежды святых. Например, активным красным цветом выделена епитрахиль на Феодосии, которая является важнейшей частью святительских облачений. Согласно житию преподобного, по указанию Антония он был поставлен в священники и ежедневно служил Божественную литургию в первоначальном храме Киево-Печерского монастыря.
В отличие от более древних памятников, на свитках, изображенных в руках молящихся святых, сохранились хорошо читаемые надписи. У Антония это наставление к монахам о воздержании и напоминание о явленном ему свыше откровении, что каждый, кто будет погребен в обители, избавится от вечной муки. Феодосий держит свиток с молитвой ко Христу о покровительстве монастырю и о даровании вечной жизни его братии. Жест двуручного благословения Младенца Христа свидетельствует о том, что дела преподобных угодны Богу и их молитвы услышаны.
Икона относится к сравнительно небольшому числу памятников с точно известным именем автора и годом создания. Внизу слева, на поземе сохранилась надпись о том, что икона была выполнена в 1728 году Иваном Александровым. Сведений о нем сохранилось немного: известно, что мастер происходил из Великого Новгорода и в 1666 году был прислан в Москву для участия в росписях кремлевского Архангельского собора. Судя по документам, он задержался в столице более чем на десять лет, и работал в качестве живописца в дворцовых церквях.