Иконография Богоматери «Умиление» (перевод греческого эпитета «Елеуса») восходит к ранним векам христианства. Согласно преданию иконографический извод с изображением Богоматери, ласкающей Младенца, создал евангелист Лука.
Изображение Богоматери «Умиление» в древнерусском искусстве получило широкое распространение и известно в разных вариантах. Самым знаменитым образом «Умиления» является
прославленная икона Богоматерь Владимирская начала XII века.
В иконографии данной иконы характерные черты «Умиления» – Богоматерь прижимает Христа к своей щеке – соединяются с более редким в древнерусском искусстве типом «Взыграние Младенца». Его особенностью является изображение Христа в сложном движении: динамичная поза, ноги с высоко поднятым правым коленом перекрещены, голова сильно запрокинута, правой рукой Он касается подбородка Богоматери. Вероятно, иконография «Взыграние Младенца» сложилась под влиянием западноевропейских мастеров.
Образ Богоматери на иконе «Умиления» отличает нежная лирическая интонация. К подобному типу принадлежат образы Богоматери Ярославской, и Богоматери Яхромской, получившие наибольшую известность в XVI веке.
Прографленный узор в виде стилизованных лилий на золотом нимбе Богоматери характерен для круга новгородских памятников начиная с XV–XVI веков.