На иконе изображено одно из важных событий евангельской истории – Благовещение. Архангел Гавриил возвещает Деве Марии о рождении Богомладенца. Иконография в основе восходит к иконе начала XII века из Юрьева монастыря в Новгороде. К характерным особенностям этого извода относятся почти статичная поза архангела Гавриила, благословляющего правой рукой; прямо стоящая Богоматерь с красным веретеном и пряжей в руках. Поскольку древняя новгородская икона уже в XVI веке находилась в Кремле, подобный извод неоднократно использовался в иконах, написанных царскими иконописцами.
Автор иконы – Иван Максимов – был ближайшим учеником величайшего русского иконописца XVII века Симона Ушакова.
Несмотря на традиционную основу образа «Благовещения», Максимов обогащает иконографию многочисленными заимствованиями из западноевропейских образцов и, в частности, из широко бытовавших на Руси гравюр. Так, архангел Гавриил, вместо традиционного жезла, держит в левой руке пышный букет из цветов, среди которых заметно выделяются голландские тюльпаны. Цветы были излюбленным мотивом в западной иконографии праздника и часто встречаются в западных гравюрах. Из «привозных» образцов также заимствованы архитектурные элементы сложносочиненного интерьера палат и ваза с букетом цветов.
Личнóе письмо исполнено в развитой «живоподобной» манере. Объемные лики моделируются многослойными сглаженными охрениями теплого тона с легкой подрумянкой по оливковому санкирю. Пластичность фигур подчеркнута мягкими, но тяжелыми драпировками одежд. Рисунок складок покрыт золотыми разделками, а объемность усилена лаковыми притинками. Барочная пышность отдельных элементов иконы и насыщенный колорит создают яркую, торжественную атмосферу. Особую изысканность образу добавляет колористически сложная гамма облаков по краю сегмента. Схожий характер оформления облачного сегмента можно видеть в иконе Благовещения Симона Ушакова из церкви в Братцево, ныне хранящейся в Третьяковской галереи.
Икона «Благовещение» – самое раннее из известных произведений Ивана Максимова, отличающаяся высоким уровнем мастерства. Икона Максимова, как и другие первоклассные произведения мастеров Оружейной палаты, характеризуется оригинальностью стилистических решений, сочетанием традиционных иконографических схем и многочисленных заимствований из западноевропейских гравюр.