Симеон Никитин Попов (упоминание 1721)
Распятие
1721
Размер - 41 x 32 x 3,8
Материал - дерево
Техника - яичная темпера
Инвентарный номер - Инв.14540
Поступило из Государственного Исторического музея. 1930
В основе иконографии «Распятия», расположенного в среднике, лежат евангельские тексты.
Существует несколько иконографических типов этой композиции: строгий – с Богоматерью и Иоанном Богословом, и более развернутый, к которому принадлежит данная икона. Представленная икона входит в немногочисленный ряд образов, иконографической особенностью которых является черный фон, буквально иллюстрирующий слова Евангелия: «…сделалась тьма по всей земле до часа девятого» (Лк. 23: 44).
Композиционная схема, более распространенная в западноевропейском искусстве, в XVII веке становится традиционной и для русского. Средник публикуемого «Распятия» выполнен в иконописной манере, а сцены на нижнем поле и орудия Страстей на боковых полях – в живописной. В русском искусстве изображение орудий Страстей появляется в последней четверти XVII века, как, например, на одном из первых образов царского изографа Ивана Максимова «Распятие» 1671 года из церкви Троицы в Останкине.
Живописное обрамление восходит к гравюрам Антона и Иеронима Вириксов. На нижнем поле русский иконописец помещает иные, по сравнению с протографом, сюжеты. Вместо мешочка с монетами изображен Иуда, висящий на дереве; Гроб Господень с плащаницей заменен группой метающих жребий об одеждах; справа помещена фигура скорбящего Петра в пещере.
На обороте иконы надпись в шесть строк полууставом, в которой сообщается, что этот образ был написан по заказу новгородского посадского человека Никиты Родионова Скоробогатова в мае 1721 года «иконографским мастерством» новгородским жителем Симеоном Никитиным сыном Попова.