Богоматерь «Всех скорбящих радость»
XVIII век
Размер - 82 x 62
Материал - дерево
Техника - яичная темпера
Инвентарный номер - АРХ ДР-2
Поступило из Музейного фонда Московского отдела народного образования. 1931
В центре иконы изображены Богоматерь с Младенцем, увенчанные коронами. Изображение Богоматери в образе «Царицы Небесной», в короне и с жезлом в руке, восходит к тексту Апокалипсиса: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12: 1). Красный пояс, редкая деталь в этой иконографии, символизирует милосердие.
Композиция повторяет московский извод чудотворной иконы из церкви Преображения на Ордынке, но отличается тем, что Богоматерь изображена стоящей на луне, а также иным составом святых, предстоящих в молении перед Богоматерью в верхнем ряду. Слева – Алексий, митрополит Московский, князья-страстотерпцы Борис и Глеб, справа – великомученица Екатерина, мученики Андриан и Наталья. Выбор святых, с одной стороны, объясняется тем, что главный престол церкви, для которой, вероятно, предназначалась икона, освящен в честь московского митрополита Алексия, а заказчиками, возможно, были соименные святым состоятельные прихожане. С другой стороны, мученический чин святости всех изображенных усиливает тему заступничества.
Для изображения страждущих – старцев, нагих, больных, скорбящих, голодных и путешествующих – использованы отдельные персонажи из западноевропейских многофигурных гравюр Библии Пискатора. Прежде всего, это лежащие на первом плане бедный Лазарь и расслабленный. В группе страждущих слева фигура сидящего спиной к зрителю заимствована с гравюры «Иосиф толкует сны отцу и братьям» Ханса Колларта I (?) по рисунку Михела Кокси I (?), а калека – с гравюры «Исцеление апостолом Павлом больного в Листре Ликаонской», копии с работы Филипса Галле по рисунку Яна ван дер Страта, выполненной в мастерской Класа Янсзоона Висхера. Группа страждущих справа – близкое повторение изображения семьи с кормящей младенца матерью с гравюры «Сбор манны» Яна Саделера I по рисунку Криспейна ван ден Брука.
Образ, по-видимому, был написан для устроенного в 1756 году придела Богоматери «Всех скорбящих радость» в церкви Святителя Алексия Митрополита Московского.