На иконе изображен почитаемый во всем христианском мире святой Николай Чудотворец, архиепископ малоазийского города Миры в Ликии (IV в.).
Святитель представлен в крестчатой фелони, с большим Евангелием в левой руке и поднятой перед грудью в жесте именословного благословения правой рукой. Изображение святого не в темной однотонной фелони, как в большинстве памятников XIV века, а в крестчатой ризе – полиставрии – отражает почитание Мирликийского чудотворца как великого архиерея Христова: ношение полиставрия было знаком особой чести епископа.
К стилистическим особенностям иконы относятся контрастное, сильно высветленное
охрение в живописи личного и значительная роль белого цвета в колорите.
Икона происходит из церкви Сретения в Ярославле. Одно из ранних упоминаний о ней относится к первой половине XVII века. По описям церковного имущества, самая ранняя из которых датируется 1770 годом, удалось установить, что образ святителя Николая был вложен в Сретенский храм протоиереем Афанасием. Икона стояла в местном ряду храмового иконостаса недалеко от северных врат и пользовалась особым почитанием, о чем свидетельствует упомянутый в описях ее драгоценный убор: «…на оном образе оклад венец с сиянием и цата чеканные серебряные и вызолоченые…»