Богоматерь Елеуса
1677
Размер - 34,7 x 28,7
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.20532/1-2
Происходит из церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице. Поступило из музейного фонда Московского отдела народного образования. 1933
Икона «Богоматерь Елеуса» – единственная на сегодняшний день дошедшая до нашего времени подписная работа легендарного основателя известной династии осташковских иконописцев Потаповых-Сергеевых – Потапа Сергеева Митина.
В 1652 году Потап Осташковец вместе с братом Самсоном был вызван в Москву по царскому указу для иконописных работ в Успенском соборе Московского Кремля. Московские связи осташковского иконописца во второй половине XVII века постепенно крепли. Так, сын Потапа Макарий в 1672 году был призван в Посольский приказ для оформления царской книги и работал вместе с Иваном Максимовым и Дмитрием Львовым в Москве в продолжение четырех месяцев.
Образ Богоматери «Елеуса» написан Потапом Сергеевым в лучших традициях мастеров Оружейной палаты, где в 70-е годы XVII века были собраны лучшие художественные силы. Следование греческим образцам, утвердившееся при патриархе Никоне в середине XVII века, отразилось в выборе иконографии, которая восходит к древнему богородичному типу «Гликофилусы», на Руси известному как «Умиление».
Вполне возможно, что Потап Сергеев ориентировался на известный и прославленный на его родине келейный образ Богоматери преподобного Нила Столобенского. С именем святого, жившего в XVI веке, связана история Нило-Столобенского монастыря, расположенного около Осташкова.
Церковь во имя великомученицы Параскевы «реченной Пятницы» в Замоскворечье, куда была вложена икона «Богоматерь Елеуса» Потапа Сергеева, известна с XVI века, а в 1657 году она была отстроена в камне.
Культ святой Параскевы (по-гречески Пятницы) был издавна связан с поверьем о ее покровительстве торговле. Храмы в ее честь на Руси часто размещались около базаров, а пятница как день недели нередко была рыночным днем.
Московский храм Параскевы на Пятницкой улице, которая активно заселялась с конца XVII века торговым сословием, особо почитался. Купечество всячески поддерживало его благолепие. В начале XVIII века храм вновь обновился. В это время, возможно, был устроен оклад на икону Потапа Сергеева. Позолоченный оклад московских серебряников первой трети XVIII века с чеканным растительным орнаментом выполнен в барочной стилистике.
В 1812 году Пятницкая церковь уцелела от пожара, но все же пострадала от нашествия неприятеля: утварь частично была расхищена, однако кое-что сохранилось. Возможно, оклад иконы был поврежден в это время. Старая чинка на полосе оклада левого поля и «новый», начала XIX века, венец дают основание сделать такое предположение. Чинка – фрагмент полосы – появилась не ранее конца XIX века.