Хохряков Николай (1857-1928)
Натюрморт с флоксами
1924
Размер - 49,5 x 62,1
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-176
Поступило по завещанию Е.К. Васнецовой. 1998
Николай Хохряков, талантливый вятский пейзажист, начал свою творческую карьеру в конце 1870-х годов. Он несколько лет переписывался со своим близким другом Аполлинарием Васнецовым, посылал ему в Петербург свои рисунки, которые увидел и оценил Иван Шишкин, ставший его первым учителем. По совету Шишкина и Васнецова Хохряков также занялся гравюрой, достигнув особого мастерства в цинкографии. Отдельной страницей его творческой биографии стало многолетнее сотрудничество в качестве иллюстратора с журналом «Всемирная иллюстрация».
Теплые отношения с Аполлинарием Васнецовым Хохряков сохранил до конца жизни. Художники постоянно переписывались, делились суждениями об искусстве, высоко ценили мнения и советы друг друга.
Прекрасный пейзажист Николай Хохряков не ограничивался только живописью и много времени посвящал общественной и музейной деятельности. Он участвовал в создании Вятского художественного кружка, собирал собственную коллекцию гравюры, заведовал вятской художественной галереей.
С самого начала художник работал преимущественно в жанре пейзажа, но в 1920-е годы увлекся созданием музейных натюрмортов. В работах использовалась посуда из цветного стекла и фарфора, статуэтки и старинные книги. Хохряков составлял точно выверенные композиции, отражающие «тихую жизнь» предметов. Один из любимых приемов художника – работа с отражением. В пейзажах он использовал водную гладь, а в интерьерах зеркала и полированные поверхности мебели и пола. Эта особенность использовалась и в натюрмортах, в частности в «Натюрморте с флоксами».
Однако это небольшое полотно из коллекции музея-квартиры А.М. Васнецова несколько отличается по содержанию и настроению от других работ художника в этом жанре. Это произведение более личное, домашнее. В Вятке у художника был сад, заросший душистыми белыми и красными флоксами. Эти цветы часто изображались на пейзажах 1920-х годов («Флоксы в саду», 1921; «Сад с флоксами», 1926). Их же мастер выбирает для натюрморта. Яркий белый и насыщенный красный цвета притягивают взгляд, не оставляя сомнений в том, что является главным на холсте. И лишь немного менее выделены яблоки, рассыпавшиеся по столу и, возможно, собранные в том же самом саду. Эта картина – не просто красивая композиция из предметов, это напоминание о родном доме, о теплом воздухе позднего лета или ранней осени, напоенном ароматами флоксов и спелых яблок.