Икона Богоматери Тихвинской представляет собой точный список с чудотворного образа, явленного в Новгородских землях в 1383 году. В «Сказании о Тихвинской иконе», которое сложилось к XVI веку, повествуется о нескольких явлениях иконы в районах Ладоги, где в честь этого события были поставлены часовни и храмы. На месте последнего явления иконы у Тихвинского погоста был построен храм в честь Успения Богородицы. Великий князь Василий III оказывал святыне особое поклонение. В 1560 году Иван Грозный повелел основать в месте ее пребывания монастырь, названный в честь чудотворного образа Тихвинским. Икона прославилась многими чудесами исцелений и помощи людям. Одно из чудес было связано со спасением Тихвинского монастыря от шведской осады в начале XVII века, после чего икона получила общероссийское почитание.
Как святыня, известность которой поддерживалась многочисленными версиями сказаний об истории и чудесах образа, икона распространялась во множестве списков, в том числе и небольшого размера, предназначенных для домашнего обихода. Одним из таких образов является икона Богоматери Тихвинской из фонда драгметаллов. Характер утрат древесины на обороте иконы дает основание предположить, что ранее она была вставлена в раму. Очевидно, на раме располагались клейма, повествующие о явлении иконы и чудесах от нее.
Икона Богоматери Тихвинской по иконографии близка классической Одигитрии. Богоматерь и Младенец, сидящий на Ее левой руке, слегка повернуты друг к другу, а правая ножка Младенца развернута стопой к зрителю.
Оклад иконы серебряный чеканный позолоченный, в виде цельной пластины, закрывающей поля и фон, венец накладной, украшенный ажурной коруной. Убор иконы декорирован в стилистике барокко. Орнамент низкорельефный в виде вьющегося стебля на проканфаренном фоне с высокорельефными цветами – тюльпанами, и связкой плодов в центре нижнего поля. Венец декорирован узором из вьющихся акантовых стеблей, перемежающихся тюльпанами и связкой плодов в центре. На коруне среди стилизованных акантовых побегов с переплетениями размещены три ангельских лика, по краям – динамичные фигуры ангелов в рост на облаках. В деталях орнаментики в металле пластически передана пульсация жизни, изменчивость формы и ее подвижность.