Название иконы Богоматери «От бед страждущих» восходит к молебному канону «Богородице, Владычице, поспеши и от бед избавь нас…»
Образ относится к иконам Нового времени, появление которых связано с повсеместным распространением со второй половины XVII века гравированных изданий, основанных на западноевропейских образцах. Об этом свидетельствуют поза и особенности одеяний Марии и Младенца Христа: на сидящей Богоматери платье с воротом-стойкой, подхваченное под грудью, ярко орнаментированный мафорий, у Младенца – спускающиеся на плечи пышные локоны, длинная белая младенческая рубашка.
Новые иконографические формы сопровождались введением пространных литературных текстов в изобразительную структуру. Эта особенность нашла отражение в иконе Богоматери «От бед страждущих». В художественный строй оклада введена надпись, расположенная наверху в три строки до края нимба. Это стихотворный текст: «Преизбранная Мария невеста молящимся ей дает в пользу места; Мати с Иисусом о том беседует да всякий в небе царство наследует». Эти вирши имелись на гравюре конца XVII века «Богоматерь с Христом на руках» работы Василия Андреева, знаменитого ученика Афанасия Трухменского. В Вологде, в главном Спасо-Всеградском соборе, имелся точный список 1759 года с московской святыни иконы Богоматери «От бед страждущих». При полном сходстве изображения на нем не было стихотворного текста.
Драгоценный оклад, изготовленный специально для иконы Богоматери «От бед страждущих», свидетельствует об особом почитании святыни, во множестве списков распространявшейся в XVIII веке. Оклад – серебряный чеканный позолоченный в виде цельной пластины. В верхней части средника два высокорельефных картуша с монограммами Богоматери, у плеча Христа – продолговатый картуш с Его монограммой. Фон и поля оклада украшены низкорельефным орнаментом из вьющихся стеблей на
проканфаренном фоне. По углам и в центре нижнего поля высокорельефные связки плодов. Венец – накладной серебряный чеканный, позолоченный, по внешнему краю с лучами.
Икона Богоматери «От бед страждущих» в серебряном окладе была, по-видимому, вкладом неизвестного почитателя московского Скорбященского монастыря. Эта первая обитель милосердия привлекала многих благотворительной деятельностью: здесь функционировала лечебница, была устроена церковно-приходская школа для девочек, которая впоследствии стала Епархиальным училищем, работали многочисленные мастерские: живописная, швейная, белошвейная, чулочно-вязальная.