«БИКАПО» - неологизм Германа Виноградова, появившийся впервые в его стихотворении 1983 года, ставший названием большого проекта художника, поэта, музыканта, режиссера, шамана. Проекта, продолжающегося по сей день в БИКАПО-среде его квартиры: «О Бикапо! Это звуки небесного леса, это путь к свободе творческого выражения через бикапонию — ритуал, сочетающий свет, звуки, огонь, воду».
Творческую биографию Виноградова можно попытаться представить в академическом формате: с 1976 по 1983 год учился на архитектурном факультете Московского института инженеров землеустройства. Конструкции из найденного металлического лома начал создавать еще в студенческие годы. Первую «звучащую комнату» представил публике в 1985 году на территории «Детского сада» (реального пустующего детского сада, превращенного художниками-сторожами в арт-коммуну). Автор множества перформансов, организатор музыкальных групп, участник саунд-фестивалей…
Намного эффектней выглядит просто описание его акций. Чтение стихов в проруби, многочисленные мистерии и «Огнепись» (несколько таких холстов, созданных Виноградовым в соавторстве со стихией есть в собрании Третьяковской галереи), обертонное пение в сопровождении семи китов на саунд-симпозиуме у острова Ньюфаундленд. Сожжение объектов Николая Полисского в Никола-Ленивце в качестве «приглашенного Герострата». А среди его регалий выделяется титул «железного шамана», присвоенный коллегами из Тувы.
Герман Виноградов формировался как художник, приобщаясь к опыту международной группы «Флюксус» и Терри Фокса, творчеству Жана Тэнгли, с которым он лично познакомился в 1990-м году в Москве. Проведя несколько часов внутри «Циклопа» - одного из главных творений Тэнгли, Ники де Сен-Фалль и группы художников в лесу Фонтенбло - он совершил ритуальное омовение в бассейне памяти Ива Кляйна, включавшего в свои проекты стихии воды, огня, воздуха и земли.
Герман Виноградов не просто «железный шаман», он – порождение урбанизированного пространства, называющий свои практики «искусством городских аборигенов мегаполиса». Большинство его инсталляций и объектов составлены из обломков «индустриального тела». Пересобирая их, заставляя светиться и звучать, художник не только творит новые «организмы», он побуждает зрителей искать нетривиальный, магический способ общения с материальной, техногенной средой города.
Именно к такого рода инсталляциям относится «Алтарь деда Мороза» - со «снегом» на мерцающем экране неисправного телевизора, с плавно качающимся нимбом (из лески, трубки и металлических стержней) над головой пластмассовой фигурки, с ритуальными, алтарными атрибутами, в которые превращаются контейнеры для цветов, алюминиевый таз, чугунная цепь, зеркальный отражатель от софита и весовая гиря.