Истома Савин
Святитель Пётр, митрополит Московский, с житием
Начало XVII века
Размер - 410 x 420
Материал - альмандин, бирюза, горный хрусталь, дерево, левкас, серебро
Техника - темпера, басма, чеканка, золочение
Инвентарный номер - Инв.14295
Поступило из Государственного исторического музея. 1930
Митрополит Пётр – первый святой покровитель Москвы, который перенес сюда митрополичью кафедру из Владимира и пророчески предсказал грядущее возвышение столицы, ставшей впоследствии центром объединения русских земель.
В 1326 году митрополит Пётр инициировал строительство московского Успенского собора, где определил для себя гробницу. Он стал первым московским святым, который почитается как защитник города и чудотворец.
Полное житие и большая служба святителю были составлены митрополитом Киприаном. Вскоре после этого были написаны первые изображения митрополита Петра, самое раннее из которых датируется началом XV века, а иконы с житийными циклами появились в конце того же столетия.
Как свидетельствует надпись на обороте, икона сделана по заказу одного из влиятельных представителей рода «именитых людей» Строгановых – Максима Яковлевича, внука Иоанникия Строганова, крупнейшего промышленника и государственного деятеля. С середины XVI века Строгановы оказывали финансовую и политическую поддержку Москве. Основой семейного состояния было соляное дело, уральские владения давали ископаемые для промышленного производства. Влияние и богатство семьи обеспечивали возможность развивать церковное искусство, открывать собственные мастерские. Эта деятельность стала мощным стимулом для развития культурной жизни Сольвычегодска, стоявшего на перекрестке важнейших северных торговых путей. К работе по украшению храмов Строгановым удалось привлечь лучших мастеров, таких как «государев иконописец» Истома Савин. Выдающийся памятник искусства Строгановского круга – его икона святителя Петра.
Первоначальное пребывание образа исследователи связывают с Благовещенским собором Сольвычегодска. В 1740-х годах под предлогом обновления богослужебных книг и утвари по решению церковного начальства произошло изъятие части церковного имущества, которое было продолжено в начале XIX века. После крупного пожара в 1806 году требовалось восстановление храма, и было принято решение изыскать средства на ремонт за счет продажи части древних образов, имевших драгоценные уборы. Значительная часть проданных строгановских икон поэтому оказалась вывезенной из Сольвычегодска и разошлась по собраниям старообрядцев и любителей старины.
Образ святителя Петра попал к одному из известных коллекционеров – великому князю Сергею Александровичу. После его трагической гибели 4 февраля 1905 года икона нашла свое место в великокняжеском храме-усыпальнице в Чудовом монастыре, освященном 4 июля 1906 года в честь небесного покровителя Сергея Александровича – преподобного Сергия.
Житийный образ написан на дубовой доске, по преданию – от гроба митрополита Петра. На полях и фоне – чеканный серебряный позолоченный оклад с цветными камнями в кастах, которые украшают также венец и цату святого: это бирюза, альмандины и горный хрусталь. Рамка гладкая. Святитель изображен стоящим на облаке в молитве к Богоматери с Младенцем. У ног святого – припадающие в молитве святителю.
Икона вставлена в широкую раму-икону в серебряном басменном окладе с 24 клеймами жития святого: 1. Видение матери святителя Петра (она видит агнца, между рогами которого выросло цветущее плодоносное древо со свечами – прообраз особых даров от Бога будущему предстоятелю церкви); 2. Приведение в учение; 3. Пострижение; 4. Посвящение в диакона; 5. Посвящение в пресвитера; 6. Святитель Пётр пишет икону Богоматери; 7. Святитель Пётр у ворот монастыря на Рате; 8. Подношение иконы митрополиту Максиму; 9. Князь Юрий Галицкий просит святителя Петра следовать в Царьград для посвящения на митрополичий престол Киева; 10. Путешествие святителя Петра в Царьград; 11. Святитель Пётр берет благословение у патриарха Афанасия; 12. Посвящение в митрополита; 13. Наставления патриарха святителю Петру; 14. Святитель Пётр следует на собор в Переяславль; 15. Посрамление епископа Тверского Андрея; 16. Закладка Успенского собора; 17. Сон князя Ивана Даниловича; 18. Откровение ангела святителю Петру о кончине; 19. Наставления святителя Петра; 20. Перенесение тела к церкви; 21. Погребение; 22. Митрополит Феогност у гроба; 23. Феогност посылает извещение в Царьград о кончине святителя Петра; 24. Обретение мощей святителя Петра.