Демидов Василий (Первая половина XIX века)
Предсмертный подвиг князя Михаила Константиновича Волконского
1841
Размер - 41,9 x 53
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.10890
Поступило из Государственного музейного фонда. 1928
Биография автора полотна известна мало. До обучения в Императорской Академии художеств Василий Кузьмич (Козьмич) Демидов состоял мастеровым роты Главного штаба придворного Конюшенного ведомства в чине унтер-офицера. В 1833 году он стал вольноприходящим учеником Академии художеств по классу исторической живописи, где его наставниками могли быть П.В. Басин и К.П. Брюллов. Под руководством Брюллова, по предположению специалистов, могла быть написана картина «Предсмертный подвиг князя Михаила Константиновича Волконского».
Сюжет полотна раскрывает подробности жесточайшей битвы Смутного времени – в городе Боровске, в монастыре, основанном преподобным Пафнутием в 1444 году.
Летом 1610 года Лжедмитрий II направил войска на Москву. В начале июля, после битвы при селе Клушине, польско-литовские отряды под предводительством Яна Сапеги осадили Боровск, где воеводой служил князь Михаил Константинович Волконский по прозвищу Михаил Хромой, из старинного княжеского рода Рюриковичей. Когда неприятели ворвались в город, местные жители укрылись в Пафнутьево-Боровском монастыре. Около восьми сотен стрельцов во главе с Волконским держали оборону в течение десяти дней. В ночь на 15 июля, вследствие предательства воевод Якова Змиева и Афанасия Челищева, враги ворвались в осажденную обитель. Князь Михаил Константинович до последнего защищал собор Рождества Богородицы, где укрывались женщины и монахи, но пал от рук карателей со словами «умру у гроба Пафнутия Чудотворца». В дни страшной битвы в монастыре погибли около 12 тысяч человек. В их числе был архимандрит Иоасаф, настоятель прославленного Троице-Сергиева монастыря.
Согласно академическим правилам, картина на исторический сюжет написана в духе классицизма: четкое разделение на планы, выделение композиционного центра светом и цветом, гармоничный колорит. Помимо художественных приемов, стилистика картины отвечает также подлинному антуражу эпохи, возвышенному сюжету и теме личного подвига ради общего блага. Автор избрал самый напряженный момент сражения, когда враги направили копья на обессилевшего князя. Но и обреченный, он не теряет присутствия духа и стойко принимает смерть. Поэтизация трагедии, эстетизация драматических событий и демонстрация лучших качеств личности человека, мужественно встречающего конец своей жизни, придают полотну романтическую окраску.
Законченная картина В.К. Демидова изначально находилась в имении князей Волконских Суханово Московской губернии. В 1927 году она поступила в Калужский областной художественный музей.