Богоматерь Одигитрия; Святитель Николай Чудотворец. Двусторонняя икона
ХVIII век
Размер - 5 x 3,9
Материал - камень
Техника - резьба
Инвентарный номер - Инв.12697
Поступила из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова. 1929
Иконография лицевой стороны иконки не имеет прямых аналогий среди известных типов Богоматери Одигитрии. Фигура Богоматери наиболее соответствует образу на афонской иконе Иверской Портаитиссы (Вратарницы), отличается лишь наклон головы. Поза Младенца, сидящего с опущенными параллельно ножками и держащего свиток в левой руке, прижатой к груди, имеет прототип в каменной резной иконке Ватопедского монастыря XI–XII веков на Афоне.
Изображение ликов, рисунок жеста правой руки, форма омофора, рисунок складок одежд, образованный короткими линиями и имитирующий ассист, выделение ликов и рук более высоким рельефом, орнаментальный мотив нимба Богоматери – все эти особенности присущи произведениям новгородской пластики XIII века.
На оборотной стороне два редких признака в изображении святителя Николая также связывают иконку с памятниками новгородского круга XIII века: кресты с закругленными концами на омофоре, не прикрытая омофором рука святителя, держащая книгу. Последнее отмечено как редкая особенность этого времени в новгородском искусстве. Позднее, в XIV веке, подобное изображение руки святителя встречается на каменных иконках, преимущественно исполненных под воздействием искусства Новгорода.
Некоторыми исследователями высказывалось предположение о принадлежности иконки Галицко-Волынской Руси. Такая гипотеза не лишена оснований, если предположить, что на голове Богоматери изображен плат – иконографическая особенность одежды Марии, присущая произведениям романского искусства. Новгородские признаки иконки не вступают в противоречие с предполагаемой принадлежностью Галицко-Волынской Руси. Географическое расположение этого княжества и его тесная связь с Новгородом и Киевом, с одной стороны, и романскими землями – с другой, обусловили наличие в произведениях искусства черт, характерных для окружающих его культур и прежде всего для Новгорода, который был основным экспортером Галицко-Волынской Руси.