Святая Троица (Гостеприимство Авраама); Святитель Николай Чудотворец, Великомученик Димитрий Солунский, Святитель Василий Великий. Двусторонняя икона
Конец XIII – начало XIV века
Размер - 5,7 x 4,6 x 1
Материал - камень
Техника - резьба
Инвентарный номер - Инв.12709
Поступила из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова. 1929
На лицевой стороне иконки изображено «Гостеприимство Авраама». В иконографическом варианте нашли отражение взгляды древних богословов – Иустина Философа, Тертулиана, Феодорита, Евсевия Кесарийского, Иоанна Златоуста – на повествование 18-й главы Книги Бытия, в которой «Гостеприимство Авраама» толковалось как явление Аврааму Христа и двух ангелов. Самые близкие иконографии иконки аналогии встречаются среди произведений новгородской пластики конца XIII – начала XIV века.
На иконке перед столом с сидящими ангелами, очевидно, по заказу владельца был сделан ковчежец, вероятно, предназначенный для хранения просфоры – евхаристического хлеба, символизирующего жертвенного тельца.
На оборотной стороне иконки изображены святые – святитель Николай Чудотворец, великомученик Димитрий Солунский и святитель Василий Великий.
Центральное положение в композиции и несколько больший размер фигуры, а также полное воинское облачение дают некоторые основания предположить, что изображение Димитрия Солунского является патрональным и соименным владельцу. По преимуществу в XI–XIII веках воины-стратилаты (святые Георгий, Димитрий и Феодор) были патронами русских князей. Каменная иконка могла принадлежать, скорее всего, одному из них.
Иконографические черты святого воина Димитрия Солунского характерны для пластики ХII–ХIII веков. Этот образ дополняет ряд известных изображений святых воинов в древнерусском искусстве до начала XIV века. Настоящая иконография святого Димитрия – в рост, с копьем и щитом – встречается на княжеских печатях XIII века. Миндалевидная форма небольшого щита Димитрия Солунского была наиболее распространена в произведениях XIII века.