«Перетекло». Альбом из 15 листов
Патрон шедевра
«Перетекло». Альбом из 15 листов
1983
Размер - 36,7 x 24,5 каждый лист.
Материал - бум. серая
Техника - фломастер, шариковая ручка
Инвентарный номер - НТ ГФ-299/1-15
Дар автора. 2011
Павел Пепперштейн - автор многочисленных инсталляций и объектов, живописных и графических циклов, литературных произведений, среди которых широко известная «Мифогенная любовь каст». В конце 1980-х вместе с Сергеем Ануфриевым и Юрием Лейдерманом он станет основателем культовой группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”». Круг московского неофициального искусства с детства для Пепперштейна, сына одного из лидеров московского концептуализма Виктора Пивоварова и писательницы Ирины Пивоваровой, был естественной средой. С ранних лет он был свидетелем многих событий в мастерских художников, посещал квартирные выставки, присутствовал на дискуссиях, акциях и перформансах.
«Перетекло» - одно из ранних произведений, созданных семнадцатилетним художником в традиции концептуального альбома, уникального вида искусства, возникновение и развитие которого связано с именами Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова.
Каждый лист альбома решен как самостоятельное станковое графическое произведение. Первые его страницы оформлены в соответствии с принципами книжной или журнальной иллюстрации, отсылки к которой постоянно встречаются в альбомах художников-концептуалистов, отдавших много лет работе над оформлением научно-популярных журналов и детской литературы. Каждый лист сохраняет характерную для работ Пивоварова и Кабакова жесткую схему, при которой помещенное в прямоугольную рамку изображение вынесено в верхнюю половину листа. Однако, постепенно рамки теряют свою правильную форму, изображения стремятся выйти за отведенные им пределы и принимают характер пространственных прорывов белого фона, внутри которых можно наблюдать подробно выстроенные пейзажи, изображения городских улиц и фрагменты интерьеров. В соответствии с названием альбома, фрагменты пространства, персонажи и отдельные предметы, перемещаясь из прямоугольной рамки на поверхность белого фона, «перетекают» из одного листа в другой. Наряду с этими стилистическими приемами сюрреализма художник пользуется и его содержательными возможностями, сталкивая в пространстве композиций персонажей и объекты, отсылающие к самым разным произведениям изобразительного искусства, среди которых - воз сена из одноименного триптиха Иеронима Босха, муха - одно из «действующих лиц» произведений Ильи Кабакова, мужчина в пальто и шляпе, напоминающий героя картин Рене Магритта, и множество других. Ввиду отсутствия текста, практически неизменно появляющегося в альбомах художников старшего поколения, ценивших эту форму в том числе и за ее литературную составляющую, повествование в альбоме «Перетекло» осуществляется с помощью «блуждания» персонажей из одного пространства в другое, сжимающееся на последнем листе до размера оконного проема.